Что такое поэма

Поэма — что это?

Поэма как жанр, на сегодняшний день, имеет весьма размытые рамки. Дело в том, что возникла она очень давно, еще в древнегреческой традиции, и с тех пор непрестанно видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. Так и получилось, что от классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя. Но, для начала разберемся, что такое поэма в классическом жанровом определении.

Что такое поэма? Определение

Исторически, поэма — это жанр лироэпики (изначально все же более эпический). Это произведение большого объема, пронизанное героическим или возвышенным пафосом, выполненное в стихотворной форме. Несмотря на стихотворную форму, изначально поэма была не лирической, то есть повествовала не о личном, не о чувствах и переживаниях, а о событиях большого масштаба, вроде космогонических зарисовок (о сотворении мира и установлении существующего миропорядка), о войнах и других крупных событиях в жизни стран и их властителей, о приключениях героев. Она вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему.

Что такое поэма в литературе? История развития

Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.

После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.

Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.

Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.

Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.

Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.

Романтическая поэма окончательно отошла от эпичности в сторону лиризма. Например, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона , в котором мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними скудными событиями.

Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».

Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.

Из чего состоит поэма?

Ответ прост и вытекает из жанрового определения:

  • крупное событие, происходящее не один год (Одиссей путешествовал 25 лет);
  • выдающиеся герои (боги, герои, яркие исторические личности);
  • возвышенный пафос (героический, воспитательный, духовный, патриотический и т.д.);
  • стихотворная форма (несмотря на эксперименты Гоголя именно рифмованный текст признается формой поэмы).

В заключение можно сказать, что, если соблюдать все правила и каноны, то ограничений в творческом самовыражении не избежать. Но приниматься за эксперименты с формой стоит только если освоена классика жанра. Ведь даже авангардисты, пишущие картины, хаотично выливая краски на холст, могут считаться настоящими художниками, только если с легкостью напишут ренессансную Мадонну.

Значение слова поэма

Словарь Ушакова

по э ма [по], поэмы, жен. (греч. poiema — творение).

1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). «Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм.» Пушкин .

| Название некоторых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя «Мертвые души». Петербургская поэма Достоевского «Двойник». Роман «Война и мир» — героическая поэма о двенадцатом годе.

2. перен. О чем-нибудь необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца — это целая поэма!

3. Название некоторых музыкальных произведений (муз.). «Поэма экстаза» Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. poiema – творение) – стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, отличающееся многоплановостью, раскрывающим современность в контексте длящегося времени, интимные переживания в соотношении с историческими потрясениями.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(греч. poiema) — лиро-эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя.

Рб: роды и жанры литературы

Род: лиро-эпические жанры

Вид: бессюжетно-лирическая поэма, героическая поэма, историческая поэма, романтическая поэма и т.д.

Пример: А. Пушкин. «Медный всадник»

В. Маяковский. «Хорошо!»

А. Твардовский. «Василий Теркин»

А. Ахматова. «Поэма без героя»

* «Расцвет поэмы связан с эпохой романтизма, когда получило наиболее яркое выражение субъективно-лирическое начало и сложился образ героя в поэме. Для романтической поэмы характерно изображение героя с необычной судьбой, но непременно отражающего какие-то грани духовного мира самого автора» (Л.И. Тимофеев). *

Словарь музыкальных терминов

(гр. poiema — дело, произведение)

1. Небольшая лирическая пьеса свободного построения для музыкального инструмента (напр., поэма для фортепиано А. Скрябина).

2. Большое симфоническое произведение для оркестра (или соло с оркестром) с программным содержанием.

3. Вокальное или вокально-симфоническое произведение (напр., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Большое стихотворное произведение на историческую, героическую и др. темы.

* Лирическая поэма. *

Энциклопедический словарь

  1. поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
  2. В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Словарь Ожегова

ПОЭМА, ы, ж.

1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы».

2. перен. О чёмн. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны.

| прил. поэмный, ая, ое (к 1 знач.).

Поэма

теория по литературе формы произведений

Поэма (др.-греч. ποίημα «изделие; произведение») – это повествовательное стихотворное произведение большого объёма, в котором затрагиваются историчес ки е, социальные и нравственные проблемы. Также говорят, что поэма – это своеобразная «энциклопедия» прошлого.

История возникновения (зарождения) жанра

Возникновение поэмы связано с лиро-эпичес ки ми песнями, существовавшими ещё в первобытном стро е. Каждый народ через песни передавал потомкам историчес ки е события и мифы. В древности и средние века поэмой называют монументальный героичес ки й эпос, который сочетает в себе историчность содержания, героичность, легендарность и патетичность.

Читайте также  Что такое система управления

К ранним образцам эпичес ки х поэм относятся:

  • древнеиндийская эпическая поэма «Махабхарата», которая состоит из 18 книг (не ранее IV в. до н. э.);
  • древнегречес ки е поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», Гесиода «Труды и дни» (не позднее VIII в. до н. э.);
  • поэма Вергилия «Энеида», написанная на латинском языке (I в. до н.э.) и др.

В Средние века появляются памятник древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде» (VI-IX вв.), англос аксон ская эпическая поэма «Беовульф» (VII-VIII вв.) и героическая поэма на старофранц уз ском языке «Песнь о Роланде» (IX-X вв.).

X-XI века – расцвет песен в Скандинавии. Доказательством этому с лу жит поэтичес ки й сборник XIII в. древнеисландс ки х песен «Старшая Эдда», в котором описываются судьбы богов и героев скандинавской мифологии. Сюда же примыкают сербс ки е эпичес ки е песни и фин с ки е руны.

В русской культуре поэма зарождается из былинных песен. Прародителем всех поэм считают историческую древнерусскую песнь – «Слово о полку Игореве» (XII в.).

Важной вехой в развитии поэмы считается период проторенессанса – переход от Средних веков к Возрождению. В это время выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.), в которой затрагиваются политичес ки е, философс ки е, моральные, богословс ки е темы.

«Божественная комедия», Данте Алигьери, обложка

В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. Постепенно рам ки жанра расширяются привнесением в поэму комического. В сатирической пародийной поэме Вольтера «Орлеанская девственница» вместо возвышенного пафоса присутствуют фарс и юмор.

Позднее Возрождение представлено итальянс ки ми именами М. Боярдо, Л. Ариосто и Т. Тассо. В Португалии к поэме обращается Л. де Камоэнс, а в Англии – Э. Спенсер.

В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейс ки е темы и высказывает собственные теологичес ки е взгляды.

В период предро манти зма и ро манти зма (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта) на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. Ро манти чес ки е поэмы приобретают социально-философс ки й или символико-философс ки й характер («Медный всадник» А. С. Пуш ки на, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). Так, например, в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними событиями.

Во второй половине XIX в. появляются отдельные выдающиеся произведения: «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов.

В XX веке поэмы сочетают в себе интимные переживания и вели ки е историчес ки е потрясения («Облако в штанах» В. В. Маяковс ки й, «Двенадцать» А. А. Блок и т.д.), возрождают героическое начало («Василий Тёр ки н» А. Т. Твардовс ки й, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернак).

Примером бессюжетной лирической поэмы с лу жат произведения М. И. Цветаевой «Поэма Конца», А. А. Ахматовой «Поэма без героя», А. А. Вознесенского «Оза» и др.

Основоположники поэмы

«Илиада» и «Одиссея», Гомер

Родоначальниками поэмы считают древнегреческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия. Эпичес ки е поэмы Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VIII веке до н.э.) долгое время оставались единственными произведениями, написанными в соответствии со всеми канонами жанра:

  1. героичес ки й эпос;
  2. в основе сюжета крупное событие;
  3. стихотворная форма.

Однако образцом принято считать поэму Вергилия «Энеида» (I век до н.э.), в которой рассказывается об Энее, легендарном троянском герое. По мнению учёных, римс ки й поэт усовершенствовал и упорядочил поэтику Гомера.

Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)

Характерные особенности поэмы

Поэма как жанр литературы обладает следующими характерными особенностями:

  1. лиро-эпичес ки й жанр;
  2. большой или средний объём;
  3. стихотворная форма;
  4. возвышенный пафос (героичес ки й, дидактичес ки й, историчес ки й и др.);
  5. выдающиеся герои (боги, историчес ки е личности);
  6. описание масштабного, крупного события;
  7. высо ки й слог, торжественная интонация;
  8. утверждение «народа» через призму социальных событий;
  9. наличие сюжета и лирического героя;
  10. лиричес ки й герой, выражающий отношение к происходящему;
  11. основной тон – героическое стремление;
  12. борьба личности с внешними (негативными) факторами.

Особенности построения сюжета и композиции в поэме

Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)

В поэмах соблюдается эпопейная композиция, в которую включается многогеройность, наличие несколь ки х сюжетных линий или вставных эпизодов, а также некая недосказанность.

Поэма претерпевает г луб о ки е внутренние изменения: утратила многие призна ки «классической поэмы» и вместе с тем значительно обогатилась за счет возможностей и средств прозаичес ки х жанров, драмы. Все больше обнаруживается в ней с клон ность к философс ки м раздумьям о современности, тяга к монументальности и лаконичности формы.

Отличительными особенностями ро манти ческой поэмы стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных моментов. Внутренняя жизнь центральных персонажей раскрывается через монологи и диалоги.

Произведения этого жанра имеют чёткую взаимосвязанную структуру. Композиция поэм обычно складывается из посвящения, эпи гра фа, глав, эпилога.

Художественные приемы в поэме

Чтобы речь в поэме была яркой и выразительной, писатели используют специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, пословицы, поговор ки , фразеологичес ки е выражения, крылатые слова.

Не обходится написание поэм без яр ки х метафор и сложных эпитетов. Также поэты часто прибегают к «гомеровс ки м» сравнениям и поэтичес ки м формулам. Не менее важным приёмом считается олицетворение, с помощью которого создаётся образ живой природы как помощника.

Деление внутри жанра: виды поэм

Эпическая поэма – длинная повествовательная поэма, повествующая о героичес ки х событиях, которые оказали влияние на ход национальной и общей истории. Главный герой та ки х произведений – это человек с высо ки ми моральными качествами. Примеры: «Песнь о Нибе лу нгах», написанная неизвестным автором, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россиада» М. М. Херасков и др.

Описательная поэма произведение, в котором описывается природный ландшафт. С помощью такого изображения удавалось запечатлеть многообразные чувства и переживания, способность человека откликаться на мельчайшие изменения в природе. Описательная поэма напрямую связана с та ки м направлением как сентиментализм. Примеры: «Времена года» Дж. Томсон, «Сады» Ж. Делиль и т.д.

Дидактическая поэма – произведение, которое заключает в себе описания и наставления («Труды и дни» Гесиод, «Наука любви» О вид ий и др.).

Ро манти ческая поэма – стихотворное произведение крупной формы, описывающее состояние души, поэтическое восприятие внутреннего мира человека («Войнаровс ки й» К. Ф. Рылеев, «Мцыри» М. Ю. Лермонтов и др.).

Баллада – это разно вид ность ро манти ческой поэмы в стихотворной форме, написанное на историческую, легендарную тему. К примеру, «Громвал» Г. П. Каменев, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пуш ки н, «Светлана» В. А. Жуковс ки й и т.д.

Философская поэма – произведение, в котором присутствует поэтическое и философское вид ение истории, общества, личности, природы («Опыт о человеке» А. Поуп, « Кор олева Маб» П. Б. Шелли и др.).

Историческая поэма – лиро-эпичес ки е фольклорные произведения об историчес ки х событиях, процессах и выдающихся лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения историчес ки х поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.

Аудитория жанра

Жанр поэмы остаётся популярным и по сегодняшний день. Та ки е произведения нравятся людям, которые интересуются историей различных эпох.

Схожесть с другими жанрами

Поэма имеет схожие черты с одним из лиро-эпичес ки х жанров – балладой. Общее: стихотворная форма, наличие повествовательного сюжета на легендарную тематику. Также поэма приближается к рыцарскому роману.

Ро манти ческая поэма роднится с драмой сосредоточиванием на особенных жизненных ситуациях. Критик Белинс ки й говорил, что «в поэмах Байрона, Пуш ки на, Мицкевича жизнь человеческая представляется сколько возможно в истине, но только в самые свои торжественные проявления, в самые лиричес ки е свои минуты».

В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней, которая стро ится на нравственной проблематике и раскрывает судьбу героя, сильной личности.

Читайте также  Что такое лобстеры

Яркие представители

Россия: М. М. Херсаков, В. К. Тредиаковс ки й, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, А. С. Пуш ки н, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, Н. А. Некрасов и др.

Зарубежье: Гомер, Гесиод, Публий О вид ий Назон, Вергилий, Ш. Руставели, Д. Алигьери, Т. Тассо, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, С. Т. Колридж, Гёте и т.д.

Востребованность поэмы в разные периоды

Поэма в качестве литературного жанра появляется при феодально-рабовладельческом обществе и остаётся востребованной достаточно долго.

После выхода гомеровс ки х «Илиады» и «Одиссеи» поэма де гра дирует. Это связано с тем, что условия образования древнегречес ки х поэм не могли быть повторены.

Позже поэма расцветает благодаря римскому поэту Вергилию, который является автором известной дидактической поэмы «Георги ки » и поэмы «Энеида» (I в. до н.э.).

Поэты разных стран активно обращаются к созданию поэм в первой половине XIX века, т.е. в эпоху ро манти зма (Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. С. Пуш ки н, М. Ю. Лермонтов и др.). Произведения этого периода отличаются социально-философс ки м и символико-философс ки м содержанием.

Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. Гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров в XX веке. Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. Душевные переживания смешиваются с историчес ки ми событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Бело го, А. А. Ахматовой.

Представители жанра в школьной программе

В школьную про гра мму по литературе входят следующие поэмы: «Илиада» (отрыв ки ) Гомера, «Фуст» Гёте, «Анна Снегина», «Чёрный человек» С. А. Есенина, «Василий Тёр ки н» А. Т. Твардовского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо», «Русс ки е женщины» Н. А. Некрасова, «Медный всадник», «Полтава», «Цыгане», «Руслан и Людмила» А. С. Пуш ки на, «Мцыри», «Демон», «Песня о купце́ Кала́шникове» М. Ю. Лермонтова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах», «Во весь голос», «Люблю» В. В. Маяковского, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.

Значение слова поэма

Поэма в словаре кроссвордиста

поэма
  • Большое литературное произведение, обычно в стихах.
  • Нечто возвышенное, прекрасное.
  • «. экстаза» Скрябина

Поэма Поэ́ма — литературный и музыкальный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

1.Повествовательное художественное произведение в стихах. отт. Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.

2.Музыкальное произведение для оркестра ( или оркестра и хора ) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.

3. перен.Что-либо, что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. poiema создание)
1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном;
2) название нек-рых муз. произведений — небольших лирических инструментальных пьес, крупных одночастных оркестровых произведений, вокальных или вокально-симфонических сочинений.

Новый словарь иностранных слов

ж.
1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.
2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.
3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном;

2. название нек-рых муз. произведений — небольших лирических инструментальных пьес, крупных одночастных оркестровых произведений, вокальных или вокально-симфонических сочинений.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина Цыганы».

Словарь русского языка Ожегова

(греч. poiema),
1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Современный толковый словарь, БСЭ

поэма ж.
1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.
2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.
3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Толковый словарь Ефремовой

(по), поэмы, ж. (греч. poiema – творение).

1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя «Мертвые души». Петербургская поэма Достоевского «Двойник». Роман «Война и мир» – героическая поэма о двенадцатом годе.

2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца – это целая поэма!

3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). «Поэма экстаза» Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Толковый словарь русского языка Ушакова

— (от греч. poiema — творение) — лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», А.С. Пушкин «Медный всадник», А. Ахматова «Поэма без героя» и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. — торжественного, «высокого» по духу и слогу произведения — составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя «Мёртвые души», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко).

Словарь литературоведческих терминов

(греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос ) , безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём ‘разбухания’ (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения (‘Илиада’, ‘Махабхарата’, ‘Песнь о Роланде’ и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему (‘Энеида’ Вергилия, ‘Божественная комедия’ Данте, ‘Лузиады’ Л. ди Камоэнса, ‘Освобожденный Иерусалим’ Т. Тассо, ‘Потерянный рай’ Дж. Мильтона, ‘Генриада’ Вольтера, ‘Мессиада’ Ф. Г. Клопштока, ‘Россияда’ М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета (‘Витязь в барсовой шкуре’ Шота Руставели, ‘Шахнаме’ Фирдоуси, в известной мере — ‘Неистовый Роланд’ Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П. (‘Фауст’ И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма , когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П. ‘Вершинные’ в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер (‘Паломничество Чайльд Гарольда’ Дж. Байрона, ‘Медный всадник’ А. С. Пушкина, ‘Дзяды’ А. Мицкевича, ‘Демон’ М. Ю. Лермонтова, ‘Германия, зимняя сказка’ Г. Гейне). Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений (‘Песнь о Гайавате’ Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова (‘Мороз Красный нос’, ‘Кому на Руси жить хорошо’) проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри (‘Облако в штанах’ В. В. Маяковского, ‘Двенадцать’ А. А. Блока, ‘Первое свидание’ А. Белого). В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало (‘Владимир Ильич Ленин’ и ‘Хорошо!’ Маяковского, ‘Девятьсот пятый год’ Б. Л. Пастернака, ‘Василий Тёркин’ А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические (‘Про это’ Маяковского, ‘Анна Онегина’ С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические (‘Тобольский летописец’ Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику (‘Середина века’ В. Луговского). П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и ‘музыку’, ‘стихию’ мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: ‘Почин стены’ и ‘В бурю’ Р. Фроста, ‘Ориентиры’ Сен-Жона Перса, ‘Полые люди’ Т. Элиота, ‘Всеобщая песнь’ П. Неруды, ‘Ниобея’ К, И. Галчиньского, ‘Непрерывная поэзия’ П. Элюара, ‘Зоя’ Назыма Хикмета.Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы. [кн. 2], М., 1964; Bowra С., Heroic poetry, L.,

Читайте также  Что такое гипербола

1952. Е. М. Пульхритудова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

повествовательное художественное произведение в стихах

Ода, эпическая поэма , баллада, басня, даже так называемая, или, лучше сказать, так называвшаяся _романтическая поэма_, поэма _пушкинская_, бывало наводнявшая и потоплявшая нашу литературу, — все это теперь не больше, как воспоминание о каком-то веселом, но давно минувшем времени.

мною за границей написаны: «Молодец» — поэма (издательство «Пламя»), « Поэма Горы» (не изд ), « Поэма Конца» (выйдет в сборнике пражского союза писателей «Ковчег»), «Тезей» — драматическая поэма (не изд ); «Крысолов» — («Воля России», № 4, 5, 6, 7).

Подлинными источниками этой информации являются так называемые Рунические поэмы : Исландская руническая поэма , Норвежская руническая поэма и Англосаксонская руническая поэма .

Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как «Божественная поэма » (3-я симфония, 1904), » Поэма огня» («Прометей», 1910), » Поэма экстаза» (1907).

Внешним образом поэма отчасти навеяна путешествием по Швейцарии, с ее горами и голубыми озерами, и по Германии, с ее пленительным Рейном… Поэма «Аластор» — поэтическая исповедь юного Шелли; это поэма души, которая не может не быть одинокой, в силу своей чрезмерной утонченности».

Позднейшие его произведения: пролог с хорами «Счастливая Россия» (1787), повесть «Кадм и Гармония» (1789), «Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей» (1793), повесть «Палидор сын Кадма и Гармонии» (1794), поэма «Пилигримы» (1795), трагедия «Освобожденная Москва» (1796), поэма «Царь, или Спасенный Новгород», поэма «Бахариана» (1803), трагедия «Вожделенная Россия».

Ода, эпическая поэма , баллада, басня, даже так называемая, или, лучше сказать, так называвшаяся романтическая поэма , поэма пушкинская, бывало наводнявшая и потоплявшая нашу литературу, – все это теперь не больше, как воспоминание о каком-то веселом, но давно минувшем времени.

Небольшая поэма ХХ—XVII в.в. до н. э., перевод Анны Ахматовой (1965).

Древнеегипетские неизвестные авторы

Роман Пелевина. Рассказ Войновича. Поэма Вознесенского. Новелла Матвеева.

Никита Владимирович Богословский

Евгений Евтушенко, поэма «Северная надбавка»

Сергей Есенин. Поэма «Анна Снегина»: «Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне. Война „до конца“, „до победы“. И ту же сермяжную рать Прохвосты и дармоеды Сгоняли на фронт умирать.» (1925). «Бакинский рабочий», 1925, NN 95 и 96, 1 и 3 мая.

Александр Фёдорович Керенский

Владимир Маяковский. Поэма «Владимир Ильич Ленин»: «Буржуевы зубья ощерились разом. / — Раб взбунтовался! Плетями, да в кровь его! — / И ручку Керенского водят приказом — / на мушку Ленина! в Кресты Зиновьева!»

Александр Фёдорович Керенский

Владимир Маяковский. Поэма «Хорошо!»: «То громом, то шёпотом этот ропот сползал из Керенской тюрьмы-решета. В деревни шёл по травам и тропам, В заводах сталью зубов скрежетал.»

Александр Фёдорович Керенский

Транслитерация: poema
Задом наперед читается как: амэоп
Поэма состоит из 5 букв

ПОЭМА

ПОЭМА (греческое ποίημα, буквально — соз­да­ние, тво­ре­ние, от ποι&oxia;εω — соз­да­вать, тво­рить, из­го­тав­ли­вать) — литературный жанр; значительное по объёму стихотворное произведение лиро-эпического или лирического характера.

Поэме при­су­ще со­че­та­ние по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти (хо­тя сю­жет поэмы мо­жет быть лишь на­ме­чен и сла­бо раз­ра­бо­тан) с от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ным лич­но­ст­ным на­ча­лом, ок­ра­ши­ваю­щим по­ве­ст­во­ва­ние в ли­рические то­на. Рас­цвет жан­ра, вос­хо­дя­ще­го к тра­ди­ции народной бал­ла­ды, от­час­ти — к средневековому ры­цар­ско­му ро­ма­ну, а так­же ис­пы­тав­ше­го воз­дей­ст­вие эле­гии, свя­зан с эпо­хой ро­ман­тиз­ма; один из пер­вых об­раз­цов поэмы — «Кри­ста­бель» С.Т. Кол­рид­жа. От­ли­чительными осо­бен­но­стя­ми ро­ман­тической поэмы ста­ли со­сре­до­то­чен­ность по­ве­ст­во­ва­ния во­круг наи­бо­лее дра­ма­тич­ных, «вер­шин­ных» (В.М. Жир­мун­ский) мо­мен­тов дей­ст­вия, по­ро­ж­даю­щая ком­по­зиционную от­ры­воч­ность и не­дос­ка­зан­ность, оби­лие мо­но­ло­гов и диа­ло­гов (рас­кры­ваю­щих внут­рен­нюю жизнь центрального пер­со­на­жа), а так­же раз­но­го ро­да вос­кли­ца­ний, во­про­сов, от­сту­п­ле­ний, сви­де­тель­ст­вую­щих об эмо­цио­наль­ной во­вле­чён­но­сти ав­то­ра в судь­бу ге­роя. К жан­ру поэмы в 1-й половине XIX века об­ра­ща­лись Дж. Бай­рон («Гя­ур», «Аби­дос­ская не­вес­та», «Кор­сар» и др.), У. Вор­дс­ворт, Дж. Китс, П.Б. Шел­ли, А. де Ви­ньи, А. Миц­ке­вич, А. де Мюс­се; в русской литературе — А.С. Пуш­кин («Кав­каз­ский плен­ник», «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», «Цы­га­ны» и другие), К.Ф. Ры­ле­ев («Вой­на­ров­ский»), И.И. Коз­лов («Чер­нец»), Е.А. Бо­ра­тын­ский («Эд­да», «Бал»), М.Ю. Лер­мон­тов («Де­мон»). Во 2-й половине XIX века поэмы, ут­ра­чи­вая роль од­но­го из ве­ду­щих жан­ров, раз­ви­ва­ет­ся ли­бо в рус­ле ро­ман­тической тра­ди­ций («Песнь о Гай­а­ва­те» Г. Лонг­фел­ло), ли­бо на­пол­ня­ет­ся но­вым со­дер­жа­ни­ем в со­от­вет­ст­вии с ут­вер­ждаю­щи­ми­ся реа­ли­стическими тен­ден­ция­ми («Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н.А. Не­кра­со­ва). В XX веке поэма, бла­го­да­ря гиб­ко­сти и ём­ко­сти сво­ей фор­мы, вновь ста­но­вит­ся од­ним из вос­тре­бо­ван­ных жан­ров литературы: «По­чин сте­ны» Р. Фро­ста, «По­лые лю­ди» Т.С. Элио­та, «Не­пре­рыв­ная по­эзия» П. Элюа­ра, и другие. В за­ви­си­мо­сти от пре­об­ла­даю­щей про­бле­ма­ти­ки вы­де­ля­ют­ся раз­ные ти­пы поэм: ли­ри­ко-эпи­чес­кая («Де­вять­сот пя­тый год» Б.Л. Пас­тер­на­ка), ли­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ская («Об­ла­ко в шта­нах», «Про это» В.В. Мая­ков­ско­го, «Ан­на Сне­ги­на» С.А. Есе­ни­на), ис­то­ри­че­ская («То­боль­ский ле­то­пи­сец» Л.Н. Мар­ты­но­ва, «Руб­рук в Мон­го­лии» Н.А. За­бо­лоц­ко­го) и другие. Уг­луб­ле­ние ли­риз­ма и тя­го­те­ние к мо­но­ло­гу-ис­по­ве­ди при­во­дят к по­яв­ле­нию бес­сю­жет­ной ли­рической поэмы («По­эма Го­ры», «По­эма Кон­ца» М.И. Цве­тае­вой, «По­эма без ге­роя» А.А. Ах­ма­то­вой, «Оза» А.А. Воз­не­сен­ско­го, и другие).

Из­вест­ны так­же про­за­ические про­из­ве­де­ния, обо­зна­чен­ные их ав­то­ра­ми как поэма с це­лью уг­луб­ле­ния ас­со­циа­тив­но­го кон­тек­ста (например, «Мёрт­вые ду­ши» Н.В. Го­го­ля, «Пе­да­го­ги­че­ская по­эма» А.С. Ма­ка­рен­ко, «Мо­ск­ва — Пе­туш­ки» В.В. Еро­фее­ва; поэмой на­звал свою прит­чу о Ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре ге­рой ро­ма­на Ф.М. Дос­то­ев­ско­го «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы»).

Ино­гда к поэме не­вер­но от­но­сят про­из­веде­ния, об­ла­даю­щие ины­ми жан­ро­вы­ми при­зна­ка­ми и яв­ляю­щие­ся по су­ще­ст­ву эпо­пея­ми («Илиа­да», «Одис­сея», «Песнь о Ни­бе­лун­гах» и другие).

В му­зы­ке — ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са ли­ри­ко-дра­ма­тического или ли­ри­ко-по­ве­ст­во­вательного ха­рак­те­ра. От­ли­ча­ет­ся сво­бо­дой по­строе­ния. Обыч­но для фортепиано или для какого-либо струн­но­го смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та с со­про­во­ж­де­ни­ем фортепиано (поэмы для скрип­ки и фортепиано З. Фи­би­ха), ино­гда ор­ке­ст­ра (поэмы для скрип­ки и ор­ке­ст­ра Э. Шос­со­на). Про­об­ра­зом для поэмы по­слу­жил соз­дан­ный Ф. Лис­том жанр сим­фо­ни­че­ской по­эмы. На­ря­ду с обо­зна­че­ни­ем «поэма», пье­сы это­го жан­ра час­то но­сят про­грамм­ные на­зва­ния («Са­та­ни­че­ская по­эма», по­эма «К пла­ме­ни» и другие фп. пье­сы А.Н. Скря­би­на). В XX веке поэмой ста­ли на­зы­вать и не­ко­то­рые круп­ные во­каль­ные или во­каль­но- ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния («10 по­эм для хо­ра» Д.Д. Шос­та­ко­ви­ча, «По­эма па­мя­ти Сер­гея Есе­ни­на» Г.В. Сви­ри­до­ва).

Издания:

Рус­ская ро­ман­ти­че­ская по­эма. М., 1985;

«Сво­бод­ной му­зы при­но­ше­нье…»: Ев­ро­пей­ская ро­ман­ти­че­ская по­эма. М., 1988.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: