Что такое педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая .

Целевые ориентации:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества:

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

Особенности содержания и методики:

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности ;

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.

Концепция воспитания:

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

Читайте также  Что такое пергамент в кулинарии и чем его можно заменить

— возрождение русских национальных и культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

«Понятие «Педагогика сотрудничества»

Анастасия Хабарова
«Понятие «Педагогика сотрудничества»

В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники педагога.

«Педагогика сотрудничества» является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов-новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического мышления. «Педагогика сотрудничества» как проявление нового педагогического мышления характерна для всех образовательных учреждений, всех структурных элементов учебно-воспитательного процесса, в том числе и для производственного обучения.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество — явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия — это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда — даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) — постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество — это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Вместе с тем это не означает, что «педагогика сотрудничества» — достояние только «педагогических маяков». Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.

Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» — эта целостная методическая система,характерными чертами которой являются:

создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению; демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;

широкое применение педагогических средств,побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

В условиях профессионального образования, в частности производственного обучения, реализация идей «педагогики сотрудничества» имеет определенные особенности применительно к временным периодам процесса обучения. В первые месяцы обучения ведущую роль в обучении и воспитании учащихся играет авторитет мастера, преподавателя. В этот период происходит взаимное знакомство мастера и учащихся, учащихся друг с другом, начинает складываться ученический коллектив, учащиеся начинают осваивать условия в новом для них учебном заведении, знакомиться с новыми порядками и требованиями, новым режимом обучения и работы. Поэтому сотрудничество в данный период требует особого педагогического такта и осторожности.

На «среднем» этапе обучения (второе полугодие первого курса, второй курс) у учащихся развивается самостоятельность мышления, учебной и учебно-производственной деятельности, формируется собственная точка зрения; они особенно склонны к участию в различного рода объединениях, кружках, высоко ценят дружбу, товарищество, справедливость. Данный период наиболее благоприятен для воспитания коллективизма, и сотрудничество мастера, учащихся, ученического коллектива в целом может быть исключительно плодотворным.

На завершающем этапе освоения профессии (третий курс) у учащихся формируются профессиональные интересы. Преобладают не механическое, а осмысленное критическое усвоение знаний, более целенаправленная отработка профессиональных умений. На этом периоде обучения наиболее разумным является сочетание сотрудничества с предоставлением учащимся значительной свободы и самостоятельности в решении отдельных проблем и поиске интересующей их информации.

Разумеется, приведенная схема весьма условна и относительна. В каждом отдельном случае следует принимать во внимание уровень общего развития учащихся, их физическое и психическое состояние, конкретную обстановку в учебном заведении. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд важных условий,главные из которых следующие:

желание мастера сотрудничать с учащимися, наличие у него достаточной психолого-педагогической подготовленности, положительных личностных качеств педагога-воспитателя, владение основными принципами «педагогики сотрудничества»; сплоченность и работоспособность ученического коллектива. Сотрудничество и коллектив развиваются одновременно, поэтому первая задача мастера — сплотить ученический коллектив;

поддержка руководства учебного заведения. В учебном заведении должен быть дружный педагогический коллектив, принявший и реализующий идеи «педагогики сотрудничества» широким фронтом. «Педагогика сотрудничества» в таком коллективе должна рассматриваться как важнейший принцип межпредметных связей.

Педагогика сотрудничества не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям, и в то же время, представляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок – сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось,с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества.

Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик, рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики сотрудничества.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе 1. Большой – маленький Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) 2-х размеров: большие и маленькие.

Понятие и клиника алалии Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер.

Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.

Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной.

Понятие мировоззрения и его структура Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен.

Понятие об эмоциях Эмоция – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Понятие возраста в психологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Понятие возраста в психологии». Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии. Задачи:.

Читайте также  Что такое каравелла

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель — Горина М. В. Что такое инновация?.

Педагогика сотрудничества: определение и основные идеи

«Концепция среднего воспитания Российской Федерации» подразумевает общую работу, как мысль единой развивающей деловитости взрослых и детей. Она скрепляется взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, всеобщим разбором хода и результатов деловитости.

Теория совместной работы

Как пример системы отношений совместная работа многоаспектна, но в этом процессе первое место занимает дела «учитель-ученик». В обычном образовании педагог – это субъект, а ученик – объект педагогической работы. В концепции единой деятельности ученик представляется как субъект собственной учебной деловитости.

Поэтому два человека с одинаковыми целями должны работать вместе, сотрудничать, становиться партнерами, создавать союз. Даже если есть разница в опыте не должно быть явного доминирования. Отношения «ученик-ученик» проявляются в единичной жизнедеятельности школьных сообществ, используя содружество, соучастие, сопереживание, соуправление и т.д.

В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.

В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.

Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.

Старая парадигма «педагог-учебник-ученик» сходит на нет из-за важности обучения в период информатизации. Новая система направлена на самостоятельность педагога. Он может сам проводить познавательную активность учащихся, обучать их без сторонней помощи извлекать знания и использовать их практически. Учитель опирается на особенности ребенка, его личность, отношение с одноклассниками и родителями.

Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.

Основными месторасположениями выступают:

  • Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
  • Воспитание и отсутствие принуждений;
  • Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
  • Самоанализ;
  • Творческое самоуправление учеников;
  • Личный метод обучения;
  • Общая служба с родителями.

Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений

Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.

Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.

Идеи педагогов-новаторов

Шаталов спроектировал подход, охватывающий сразу всех слушателей. Он основывается на атмосфере увлеченности и творческой активности.

Личностный подход можно проецировать сразу на всех, если использовать коллективную деятельность. Шаталов отходил от выставления «двойки» в дневник, чем избавлял детей от этого страха. Он был убежден, что ребенку нужно давать чувствовать успех и прививать оптимизм.

Педагог И.П.Волков говорил, что ученики должны испробовать силы в разных видах деловитости. Он сделал «свободную мастерскую», где собирались разные приборы. Ученик сам выбирал, что ему нравится, а учитель лишь наблюдал за этим и не навязывал свое мнение.

В процессе работы педагоги-новаторы совладали скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Учитель Е.И.Ильин предложил перевести уроки литературы в уроки человековедения.

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили

Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту. То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.

Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.

Исследовал критерии оценки и отметки учеников. Амонашвили разделяет понятия «оценка» и «отметка». Это не два одинаковых значения. Оценка – это комментарий поведения или его работы школьника в эту секунду. Ее выражают словесно – «молодец», «отлично» и т.д. Отметка – это уже обобщенная оценка. Она выставляется в баллах и переносится в журнал, тетрадь, дневник. Потом эту отметку используются для статистики, учета, проверки успеваемости.

Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения — общепедагогическая технология;
  • по философской основе — гуманистическая;
  • по основному фактору развития — комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры — всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования Российской федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

Читайте также  Что такое творожный продукт

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

О педагогике сотрудничества

«Педагогика сотрудничества» одна из наиболее богатейших педагогических обобщений, которая включает в себе многочисленные инновационные процессы в образовании. Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию. Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.

Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. Отсюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.

Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учится самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста.

Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В ходе прохождения преддипломной практики мною были использованы такие формы занятий. Мы отправлялись с детьми в различные путешествия по островам, например, на уроках окружающего мира. Каждый остров составлял один из главных факторов здорового образа жизни человека, и на каждом из них сталкивались с проблемными ситуациями. Детям нравятся такие уроки, они с особым желанием узнают новую и полезную информацию, лучше запоминают её.

В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. Так, на уроках закрепления и повторениямы работали так, что на доске был написан план урока, то есть, задания, которые нужно выполнить. Ученики, которые хорошо понимали материал могли решать задания самостоятельно, в конце показывая результат, а отстающие ученики работали с учителем и теми детьми, которые также плохо усвоили тот или иной материал.

Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия.

Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д. Такие методы часто использовались мною на уроках литературно чтения и русского языка. Детям предлагалось порассуждать над тем или иным поступком героя ситуации, правильно ли он поступил, а как поступили бы вы на его месте. Дети, при проведении обсуждений, активно включались в работу, им было интересно слушать как своих товарищей так и высказать свою точку зрения по этому поводу.

Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2) «ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когда учитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

Так же, на данной практике я включала работу в парах с детьми, работу в группе. Были некоторые сложности, потому что до этого дети мало занимались какой-либо работой в группе, часто возникали ссоры и споры. Но стоило провести беседу о правилах работы в парах и дети поняли, что залог успеха – дружный коллектив. И перед проведением такой формы сотрудничества я предлагала детям самим напомнить друг другу правила работы в парах, что они с удовольствием делали, впоследствии отлично справляюсь вместе с предложенной работой.

Г.А. Цукерман, известный психолог, который изучал проблемы учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной учебной деятельности:

  • помогает лучшему освоению изучаемого материала;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • уходит меньше времени на формирование знаний и умений;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • усиливается сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;
  • ученики приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль, тоталитарность;
  • учитель получает возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;
  • повышается важность воспитательной работы учителя.

Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной деятельности. Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:

  1. Фаза приобщения к деятельности включает:
  • разделенные между учителем и учащимися действия;
  • имитирующие действия учащихся;
  • подражательные действия учащихся.
  1. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:
  • саморегулируемые действия учащихся;
  • самоорганизуемые действия учащихся;
  • самопобуждаемые действия учащихся.

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом.

Важно отметить воспитательный эффект сотрудничества, который обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации коллективной работы со сверстниками. Она выражается в умении человека оценивать себя не только с точки зрения другого, а с разных точек зрения. Этот вопрос наиболее раскрыт в работах А.К. Марковой, В.А. Недоспасова, Д.Б. Эльконина. Большой интерес представляет рассмотрение стиля общения, в котором ставиться и решается совместно с педагогом проблема, задача. В стиле общения находят свое выражение:

  • особенностей коммуникативных возможностей педагога;
  • сложившийся характер взаимоотношения педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Общение представляет собой многосторонние и многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.

Важное направление усилий педагога — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт совместного решения проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

  1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
  2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
  4. Голованова И.И., Донецкая О.И. Роль проектных технологий в развитии гражданских компетенций и творческом саморазвитии личности.-Образование и саморазвитие. Научный журнал № 1 (39) 2014 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: