Что такое классическая музыка

Классическая музыка

История классической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1900)
XX век (1901—2000)
Современная классическая музыка (с 1975 года)

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Содержание

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими. [1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ. classic music ) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical» [2] .

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем. klassischer Musik ), французском (фр. musique classique ), итальянском (итал. Musica classica ) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna ), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.

Фото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Читайте также  Что такое лактоза и как она влияет на организм

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

Жанры классической музыки: история и современность, описание и интересные факты

Музыка — это один из самых древних видов искусства, который со временем не только не потерял актуальность, но стал даже более востребованным и популярным. Разумеется, в нем есть огромное количество жанров, видов, направлений и школ.

Одним из наиболее крупных течений в этом искусстве является классическая музыка. Существует ее большое типовое разнообразие, которое формировалось на протяжении нескольких сотен лет.

Понятие

Прежде чем начать разговор о жанрах классической музыки, нужно разобраться с тем, что именно подразумевает под собой этот термин.

Строго говоря, он не имеет четко обозначенного смысла или определения, поэтому используется в довольно свободной форме и может иметь различные значения в зависимости от контекста.

Чаще всего он применяется в качестве синонима «академической». Это своего рода канон, от которого должно отталкиваться любое музыкальное произведение.

Жанры классической музыки: история и современность

Ее появление связано с эпохой европейского классицизма. Именно тогда сформировалось это направление в искусстве. За его основу были взяты произведения античных авторов и драматургов.

Отсюда и появились ключевые принципы классицизма, которые можно сформулировать как равновесие, логика, ясность, стройность и завершенность произведения, жанровая дифференциация. Что касается музыки, то все они могли быть реализованы только в таких жанрах, как опера, оратория и кантата.

Постепенно музыкальные направления классической музыки развивались, становились все более сложными, насыщенными и отступали от первичных канонов.

Среди наиболее выдающихся композиторов, которые специализировались на произведениях в этом жанре, можно выделить И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Россини, Дж. Верди, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Имена этих великих творцов известны во всем мире. У большинства людей само понятие «классическая музыка» ассоциируется именно с произведениями этих деятелей культуры.

Сегодня этот вид искусства нельзя назвать главенствующим. Но классическая музыка по-прежнему популярна и довольно востребована в узких кругах ценителей. Среди современных композиторов, которых можно смело причислить к талантливым и признанным мастерам своего дела, следует выделить Людовико Эйнауди, Филипа Гласса, Ханса Циммера, Ли Ру Ма и т. д.

Жанры классической музыки: список

За многовековую историю развития сформировалось большое количество различных жанров и поджанров. Многие из них не пользуются популярностью сегодня, но некоторые остаются на плаву и сейчас.

Давайте рассмотрим, какие есть жанры в классической музыке:

  • Опера.
  • Оперетта.
  • Кантата.
  • Оратория.
  • Симфония.
  • Соната.
  • Сюита.
  • Увертюра и т. д.

Разумеется, их намного больше. Здесь же перечислены только основные. Об особенностях и отличительных чертах каждого из них нет необходимости говорить в рамках этой статьи, но рассмотреть некоторые подробнее все-таки стоит.

Особенности жанров

В первую очередь, стоит рассмотреть оперу. Ведь это один из первых и наиболее востребованных элементов классики как таковой. Опера — это музыкально-драматическое произведение, которое формируется из текстовой составляющей, действия на сцене и музыкального сопровождения. От театрального спектакля, где музыка выступает вспомогательным средством, она отличается тем, что в ней мелодия играет ключевую роль, формируя все произведение.

Сюита — это один из ключевых элементов классической музыки. По описанию жанр обладает отличительной чертой, заключающейся в ее цикличности. Иными словами, она состоит из нескольких обособленных частей, в которых музыкальное звучание может сильно разниться и даже контрастировать между собой.

Примером классического жанра музыки также может служить соната, которая представляет собой музыкальное произведение для камерного оркестра. В ней по канону практически всегда присутствует фортепиано. Как правило, она сочиняется для сольного исполнения или дуэта, но бывают, разумеется, исключения.

Примеры известных произведений

За долгое время существования классической музыки появилось огромное количество произведений, которые известны по всему миру.

Можно вспомнить Моцарта и его знаменитые оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», которые и сегодня звучат интересно и актуально. Также у всех на слуху 9 симфоний Бетховена.

Не менее известны органные произведения Баха или оперы Верди. Никто не усомнится в их таланте и гениальности. Эти творцы по праву считаются лучшими в своем роде.

Однако среди современных композиторов тоже немало исполнителей, а произведения некоторых из них уже сейчас считаются шедевральными. К примеру, выдающийся современный композитор Ханс Циммер часто работает с фильмами мирового уровня, сочиняя для них саундтреки. Он работал над музыкой для таких картин, как «Король лев», «Спирит: Душа прерий», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и многие другие.

Читайте также  Что такое анэхогенное содержимое

Интересные факты

Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.

Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван «Эффектом Моцарта».

В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения. Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось. Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.

Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А. Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена. Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.

В заключение

Все многочисленные жанры классической музыки существуют и развиваются по сей день. Среди современных композиторов практически не осталось рьяных консерваторов, которые четко следуют канонам этого вида искусства. Почти все они стремятся привнести в жанр что-то свое, сделать его лучше, адаптировать под свои нужды и современные реалии.

Разумеется, большинство людей предпочитают иные музыкальные направления, нежели классику. Поэтому она, по сути, сегодня является своего рода элитарным видом искусства, которое пользуется спросом у относительно небольшого количества людей.

Как разобраться в классической музыке Рассказываем, где в Москве слушать классику, а также что читать и смотреть о великих композиторах

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертом разбираемся, что включает в себя понятие «классическая музыка», что читать и слушать, чтобы лучше её понимать, а также куда ходить в Москве, чтобы послушать музыку Бетховена и Дебюсси вживую.

Алексей Сысоев

Классическая музыка — понятие не очень чёткое. Я строго определяю эпоху классицизма, но к классической музыке относят ещё музыку романтическую, модернизм и XX век — начиная с Шонберга, Стравинского и Дебюсси. Я бы скорее делал разделение на академическую и современную академическую музыку.

Начинать знакомство с книг, наверное, немного скучно. Хотя я не отметаю и такого варианта. Я бы посоветовал начать с великого сочинения Иоганна Себастьяна Баха «Вариации Гольдберга», обязательно в исполнении Гленна Гульда. Также — французские или английские сюиты Баха в том же исполнении. Мне кажется, эти шедевры способны захватить каждого. Главное — побороть в себе предубеждение, будто мы должны пойти куда-то в Филармонию, где нужно выключить телефон и молчать. Я бы всем рекомендовал слушать Бетховена, потому что это гигантская таинственная вселенная. «Большая фуга» для струнного квартета и многие его поздние вещи звучат довольно радикально даже сейчас. Они дико сложны для восприятия, но, возможно, именно поэтому очень интересны. Также обязательно нужно слушать Баха, Моцарта, Гайдна, Шумана, Стравинского — это, пожалуй, главные и любимые мной композиторы, которых я советую послушать в первую очередь.

Когда я был совсем серым человеком, то с трудом мог воспринимать некоторые вещи — и в этом была моя проблема, а не проблема великой музыки. Конечно, любовь к классике вряд ли придёт принудительно — всё должно начинаться с желания. Но отмечу, что классика остаётся современной и сейчас. На мой взгляд, каждый может выбрать эстетику, которая ему близка. Не стоит бояться упасть в грязь лицом, нужно быть любознательным и заинтересованным слушателем. С увеличением вашего слушательского опыта вы почувствуете, что сами отличаете хорошее от плохого.

Что читать о классической музыке

Николаус Арнонкур

«Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди»

Сборник статей дирижёра Николауса Арнонкура, одного из создателей исторически информированного исполнительства классики. В них он рассуждает о психологии восприятия старинной музыки и рассказывает истории о сочинениях Моцарта, Баха и Монтеверди.

Стивен Фрай

«Неполная,
но окончательная история классической музыки»

Нескучная книга о том, чем отличается, скажем, музыка эпохи романтизма от музыки эпохи классицизма, как и из чего в опере родилась симфония или чем кончерто гроссо отличается от просто концерта. Все истории рассказаны в хронологическом порядке и, как это свойственно Фраю, приправлены шутками. Тем не менее, если делать перерывы на прослушивание упоминаемых произведений, можно почерпнуть много нового или привести в порядок уже существующие разрозненные знания.

Дэниел Хоуп

«Когда можно аплодировать: путеводитель по классической музыке»

Ещё одно лёгкое чтиво по теме — книга скрипача Дэниела Хоупа, больше похожая на FAQ, где он даёт ответы на популярные вопросы: почему инструменты настраивают по тону гобоя, дирижёр здоровается за руку только с концертмейстером, а музыканты играют то по нотам, то без.

Эрик Сати

«Заметки млекопитающего»

Сборник размышлений композитора и создателя фоновой, так называемой «меблированной музыки». В этой книге Сати говорит о Стравинском, Дебюсси, группе «Шести», русском балете, музыкальности животных, о тишине, жизни и смерти — в общем, обо всём сразу.

Алекс Росс

«Дальше — шум.
Слушая XX век»

Книга музыкального критика журнала New Yorker, посвящённая истории академической музыки XX века. Среди прочего Росс рассказывает о том, что противопоставление классической и поп-музыки больше не имеет никакого смысла.

Что читать и смотреть в интернете

Онлайн-курс «Как слушать классическую музыку» на Arzamas

Какой бы обширной и популярной не была тема классической музыки, образовательных курсов на русском по-прежнему не так много. «Арзамас» недавно восполнил этот пробел — музыканты Пётр Айду и Григорий Кротенко рассказывают, чем музыка отличается от шума, зачем нужен дирижёр и как слушать «Лунную сонату», развенчивают несколько мифов о классической музыке, а ещё советуют самые важные произведения.

Цикл передач Марио Корти
«Сальери и Моцарт» на «Радио Свобода»

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода», где он разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения, обширный фактический материал и музыкальные примеры.

Гид по методикам знакомства
с классикой на The Village

Подборка из семи методик для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал, с чего начать: от традиционного (слушать знаковые произведения в хронологическом порядке) до пятидневного экспресс-курса строго по предложенным композициям.

Илья Овчинников — о том, как понять Бетховена

Пианист Илья Овчинников рассказывает про ключевые произведения Бетховена и объясняет, в чём величие его музыки и как её понимать.

Лекция Бенджамина Цандера «Трансформативная сила классической музыки»

Американский дирижёр Бенджамин Цандер пытается всего за 20 минут пробудить в слушателях любовь к классическим мелодиям и убедить их в том, что этот жанр не так непонятен, каким кажется на первый взгляд.

Курс Роберта Гринберга The Great Courses

Базовый курс профессионального музыканта и композитора Роберта Гринберга, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов — например, Вагнеру, Верди или Шостаковичу. У него же можно послушать и подборку лекций о развитии европейской классической музыки от античных времён до XX века.

Йельский университет. «Введение в классическую музыку»

Шанс восполнить пробелы в знании музыкальной теории и истории музыки, пройдя основательный курс Йельского университета. Профессор Крейг Райт приучит думать о размере и синкопах, а музыку придётся слушать постоянно: причём не только Баха и Моцарта, но и блюз, техно и религиозные песнопения.

Где слушать классическую музыку
в Москве

Московская консерватория

Главная в Москве концертная площадка для классической музыки. Большой зал был открыт в 1901 году и сейчас признан одним из самых акустически совершенных залов мира — здесь можно услышать ведущих солистов и коллективы со всего света. В Рахманиновском и Малом залах регулярно дают бесплатные концерты хор и камерный ансамбль. В дни Международных фестивалей органной и скрипичной музыки, ударных и духовых инструментов вход свободный. По пятницам бесплатный билет можно отхватить и в Большой зал — спрашивать нужно в кассе перед началом концерта.

Фестиваль камерной музыки «Возвращение»

Фестиваль «Возвращение» — это четыре концерта талантливых молодых исполнителей, бывших выпускников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Три концерта — тематические: например, музыка, созданная во время войн, или для нескольких одинаковых инструментов. На четвёртом концерте каждого фестиваля произведения выбирают уже сами участники, так что и играют их с особым старанием.

Московский международный дом музыки

В комплекс Дома музыки входят три концертных зала — огромный «Светлановский» и два поменьше — «Камерный» и «Театральный». В первом постоянно выступают звёзды академической музыки, проводят фестивали и конкурсы, а вторые два отданы под концерты камерной музыки, оперные постановки или поэтические вечера.

Читайте также  Что такое диплоидный набор хромосом

Кафедральный собор святых Петра и Павла

Красивая лютеранская церковь со старинным органом. Помимо богослужений, в соборе проходят концерты органной музыки, духовой песни, а ещё можно послушать, например, орган, дудку и саксофон одновременно. Приходить лучше заранее, билеты не прикреплены к местам.

Пятницы в Пушкинском

В конце каждой рабочей недели в «Пушкинском» можно попасть на экскурсии и лекции об искусстве, а в Итальянском дворике и на «концертной лестнице» Галереи искусства стран Европы и Америки проходят концерты. Там выступают «Московское трио», «Студия новой музыки», студенты Московской консерватории, солисты Большого театра и оркестра «Новая Россия». В ближайшую пятницу, 25 декабря, струнный квартет «Студия новой музыки» сыграет рождественские произведения.

Радио «Орфей»

Один из самых доступных способов познакомиться с произведениями великих — включить радиостанцию классической музыки «Орфей». В круглосуточном плейлисте — оркестровая, вокальная и фортепианная музыка, саундтреки к фильмам, отрывки из всемирно известных опер, балетов и мюзиклов. К тому же по вечерам здесь можно услышать прямые трансляции из Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и других мировых театров.

Концерты Владимира Юровского

Концерты-лекции Владимира Юровского, главного дирижёра Госоркестра имени Светланова, уже стали московским филармоническим хитом — каждое произведение во время концертов он дополняет своими размышлениями.

Римско-католический кафедральный собор

Здешние концерты классической музыки пользуются большой популярностью, особенно если играет орган. Прийти сюда стоит и просто так, даже не глядя в афишу, чтобы просто вдохновиться антуражем и послушать музыку.

Особняк князя Голицына

В начале XIX века в особняке князя Голицына был музыкальный салон, считавшийся одним из лучших в Москве. Теперь здесь несколько раз в неделю играют известные и не очень вещи Баха, Моцарта, Глиэра и других классических композиторов.

Где рассказывают о классической музыке

КОГДА:
январь-февраль- 2016

СКОЛЬКО:
2 700 рублей

ГДЕ: «Циферблат»
на Пушкинской, Еврейский музей
и Центр толерантности или «Гиперион»

Курс «Как разбираться в классической музыке»

Серия из трёх лекций, на которых слушателям обещают рассказать, как отличать музыку барокко от музыки эпохи классицизма, и учат обращать внимание на детали. Занятия ведёт Ляля Кандаурова — скрипачка, журналистка и автор нескольких авторских курсов по классической музыке. В качестве продолжения можно записаться на курс «Понять великих композиторов: Бах, Бетховен, Брамс», где посетителей учат ориентироваться в творчестве конкретных композиторов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Музыка (1599)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (310)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (114)
  • Хоровая (97)
  • Народная (60)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1535)
  • Музыкальные жанры и формы (740)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (446)
  • Танцовщики (200)
  • Балетмейстеры (66)
  • Опера (384)
  • Певцы (379)
  • Музыканты (356)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (321)
  • Музыка и литература (249)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (218)
  • Музыкальная культура народов мира (177)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (131)
  • Музыкотерапия (123)
  • Музыкальный словарь (107)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (64)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (39)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Что же такое «классическая музыка»?

Приглашаю на разговор о термине «классическая музыка».Часто бывают ситуации, когда на сложный вопрос удается найти простой ответ. В данном случае, похоже, ситуация обратная: на казалось бы простой вопрос трудно найти простой ответ.
Вопрос далеко не праздный, учитывая то, что блог нашего сообщества посвящен именно классической музыке.
Всю категорию читателей в данном случае я бы условно поделил не людей дотошных, которые хотят все, что можно, в том числе термины, привести в порядок , «разложить по полочкам», чтобы всюду царил порядок. Возможно, для другой части читателей вопрос о термине «классическая музыка» вовсе не является актуальным, их устраивает то, что они сами о ней думают, а не определение этого термина.
В ходе подготовки поста просмотрел десятки сайтов, где рассматривается этот вопрос. Есть немало вариантов ответов на вопрос, но в целом, можно сказать, что в Интернете нет простого односложного ответа. Есть среди ответов уводящие в сторону, есть просто нелепые. В самом деле, можно на вопрос «что такое классическая музыка» ответить, что это красивая, спокойная, авторская, хорошая, образцовая ( по латыни classicus означает образцовый) , серьёзная музыка, но разве подобные ответы является исчерпывающими? В нескольких постах предлагается заменить термин классическая музыка на «точная» музыка, так как в ней музыканты при исполнении должны точно следовать указаниям автора произведения. В отдельных ответах выражается мысль, что классической явялется любая музыка, пережившая свое поколение.
На большинстве сайтов дается один, якобы правильный ответ на вопрос. На самом деле ответ , в принципе, есть, он почти строгий , однозначный, но не односложный, то есть, в нем есть несколько составляющих, которые следует учитывать одновременно. Дать полностью однозначную формулу или однозначный ответ значило бы ограничить музыку, но как живую музыку можно втиснуть ее в определенные рамки?
Чтобы подвести итог хочу обратиться к Википедии, мнение которой я уважаю. Уважаю за точность информации и доступное для широкого круга изложение вопросов.
Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Важное пояснение, из которого мы узнаем две вещи. Оказывается, термин «классическая музыка» не имеет строго определения. Более того, оказывается, в зависимости от контекста термин «классическая музыка» может иметь разные значения.
Дальше Википедия сообщает, что у термина «классическая музыка» есть три смысла, три составляющих правильного ответа: оценочный, исторический и типологический.
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.
Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.
К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.
В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Есть в Википедии и «добавление», которое характеризует классическую музыку.
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.
Это определение может вызвать несогласие у некоторых читателей. Полностью строгим его назвать нельзя, оно не идеально, но оно близко к истине.
У меня лично возникли несколько «неувязок». Как быть с многочисленными обработками мелодий классической музыки? Википедия дает ответ и на этот вопрос.
Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур.
Мне кажется тут уже дело каждого, как смотреть на подобные исполнения. В строгом понимании – это уже не классика, а ее обработка, хотя и основанная на классической мелодии. Я бы назвал это как-то «около классикой».
Следующий вопрос связан с периодом времени, когда творили композиторы классики. Если подходить очень строго, то последним композитором-классиком можно считать Бетховена, хотя это, вряд ли, можно считать верным ответом. В самом деле, неужели такой композитор, как Н.А. Римский-Корсаков не является классиком?
Видно, что правильный выбор лишь одной из составляющих приводит к неправильному ответу, для правильного ответа нужно принимать во внимание все три из них.
Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые читатели, о термине «классическая музыка».

Рубрики: Музыка

Метки: классическая музыка

Процитировано 9 раз
Понравилось: 10 пользователям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: