Что такое каравелла

Что такое каравелла

25.КАРАВЕЛЛА

Эпоха Великих географических открытий была одной из переломных в истории человечества. Буквально за несколько десятилетий границы известного человеку мира небывало раздвинулись. Европейцы вступили в контакт с далекими, прежде неведомыми им народами, открыли множество новых земель, на их картах появились неизвестные до этого материки и океаны. Понятно, что великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами. Однако не последнюю роль сыграли здесь и выдающиеся технические достижения средневековья в мореходном деле. Для того чтобы мореплаватели могли отважиться на далекие экспедиции, они должны были иметь в своем распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли. Известно, что таким судном стала каравелла, само имя которой сделалось синонимом эпохи географических открытий. Все выдающиеся экспедиции этого времени: плавания Колумба через Атлантический океан (начиная с 1492 г.), путешествие Васко да Гамы вокруг Африки и через Индийский океан (в 1497-1498 гг.), плавания Кабрала (в 1500 г.) и Америго Веспуччи (в 1498-1502 гг.), а также беспримерное кругосветное путешествие Магеллана (в 1519-1522 гг.) были совершены на каравеллах. Эти корабли как бы вобрали в себя все лучшее, что успели накопить за предшествующие века искусства судостроения и кораблевождения. Сравнивая между собой типовые корабли начала и конца средневековья, сразу можно отметить их главное отличие: если в конце античности морское судно было по преимуществу весельным, а парус играл только вспомогательную роль, то в начале нового времени судно стало исключительно парусным и совершенно лишилось весел. Над развитием и совершенствованием парусного вооружения корабля прежде всего работала творческая мысль средневековых мастеров. (Это, впрочем, вовсе не означает, что большие гребные суда — галеры — исчезли совершенно. Нет, галеры широко использовались (главным образом как боевые корабли) еще в первой четверти XVIII века, но конструктивно они очень мало отличались от тех образцов, которые были созданы еще в античности.) Первое изменение в парусном вооружении средиземноморских судов касалось формы самого паруса: на место широко распространенного в прежние времена прямоугольного пришел треугольный или косой парус. Этот парус, получивший название «латинского», был заимствован европейцами от арабов. Однако сами арабы едва ли были его изобретателями, поскольку косой парус издревле использовался мореплавателями Индийского океана. Сначала при вооружении судна треугольным парусом передний конец рея подтягивался к форштевню (носовой оконечности судна); к мачте рей прикреплялся в нижней его трети и не под прямым углом, а наклонно. Угол наклона рея в зависимости от силы и направления ветра можно было менять. Позднее отказались и от длинного наклонного рея, а стали вверх на короткой мачте поднимать гафель (специальный рей, укреплявшийся наклонно в задней части мачты (сзади нее) и поднимаемый вверх по мачте). К гафелю крепилась верхняя шкаторина косого паруса. Использование косого паруса сразу облегчило управление кораблем, поскольку он чувствовал дуновения даже самого легкого бриза. Второе изменение касалось числа парусов. Уже в поздней античности помимо мачты с главным парусом появилась вторая мачта с носовым парусом — артемоном. Изобретение артемона явилось серьезным шагом вперед в мореходном деле, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить не только при попутном, но и при боковом ветре, что раньше было совершенно невозможно. Однако два этих усовершенствования не могли серьезно повлиять на конструкцию судов. Хорошо известная с древних времен галера продолжала оставаться основным типом судна на протяжении всего раннего средневековья. Следующие важные перемены в судостроении произошли в эпоху крестовых походов. В это время начался бурный расцвет средиземноморской и балтийской торговли. Содержать корабли с большим количеством гребцов стало невыгодно. Купцы все чаще и чаще отдавали предпочтение парусным кораблям. Основными типами транспортных судов в XII-XIV веках стали неф и когг, причем когг использовался на севере народами Прибалтики, а неф на юге — народами Средиземноморья. И нефы, и когги были очень вместительными судами. Их появление послужило началом к переходу от весельно-парусных судов к чисто парусным. Парусное вооружения нефа быстро совершенствовалось. Сначала переднюю мачту с артемоном заменили сильно наклоненным к носу брусом, выступающим впереди форштевня — бушпритом, причем на обоих — носовой и главной мачтах — ставились треугольные паруса. Поскольку увеличить скорость судна можно было прежде всего за счет увеличения общей площади парусов, то для размещения дополнительных парусов в XIV веке стали устанавливать сначала две, а потом три и даже четыре мачты. На двухмачтовом корабле передняя мачта ставилась посредине корабля и имела высоту, равную приблизительно длине киля, а задняя находилась на кормовой оконечности киля. Каждую мачту снабжали треугольным рейковым парусом. Длина реи передней мачты равнялась длине киля, на задней она была короче. Установка кормовой мачты привела к уменьшению давления воды на руль, возникающего при уваливании судна под действием носового паруса. Благодаря этому судно стало более маневренным. Между тем прямоугольный парус продолжал использоваться в северной Европе. Обслуживать парус с такой значительной поверхностью было трудно. Постепенно главный парус стали удлинять снизу. При этом появились рифы — завязки, продетые сквозь парус, при помощи которых можно было менять площадь паруса (зарифить его). Соревнование между прямым и косым парусом закончилось в конце концов тем, что стали использовать оба паруса, поскольку прямой парус был незаменим при сильных попутных ветрах, а второй — хорошо брал слабые боковые и встречные ветры. Сочетанием прямых и косых парусов была достигнута одновременно высокая скорость и хорошая маневренность судна. Различные концепции парусного вооружения соединились в типе трехмачтового нефа. Его передняя мачта — фок-мачта — несла прямой парус, площадь которого составляла лишь третью часть поверхности грота — прямого паруса на второй, грот-мачте. Третьей была бизань-мачта, несущая на косом рее парус, называвшийся, как и мачта, бизанью. (На четырехмачтовом судне задняя мачта называлась бенавентур-мачтой и тоже несла латинский парус.) Такая оснастка позволяла использовать большой парус — грот — для приведения судна в движение. За счет энергии ветра с помощью меньших парусов можно было маневрировать. Такие трехмачтовые корабли были распространены уже в XII веке. Во второй половине XV века было осуществлено дробление парусов. Выше грота поставили меньший парус — марсель. Замена одного паруса несколькими уменьшила опасность для судна во время шторма и облегчила управление ими. Меньшими по объему парусами мог управлять меньший по числу экипаж. Дальнейшим нововведением в парусном вооружении явился блинд-парус над бушпритом. С увеличением парусного вооружения на мачты стала оказываться значительная нагрузка, поэтому их стали укреплять к бортам специальными снастями — вантами и фордунами. Во второй половине XV века ванты были снабжены выбленками, которые стали выполнять роль веревочных лестниц, укрепленных между вантами. Искусство плавания при встречном и боковом ветре было освоено в начале раннего средневековья. С помощью шкотов — тросов, прикрепленных к нижним кромкам парусов, натягивали тот или другой конец паруса, поворачивали его, и ветер гнал судно в нужном направлении. Когда ветер дул в корму, он ударял в паруса перпендикулярно и действовал на них с полной силой. В этом случае паруса ставили поперек судна. Если ветер не совсем совпадал с курсом судна, дул сзади, но несколько под углом, паруса оставляли в том же положении (поперек судна). В этом случае сила дующего ветра фактически распадалась на две — одна действовала перпендикулярно парусу, как и в первом случае, и двигала судно вперед, другая — скользила вдоль паруса и потому не действовала на него. Чем круче было направление ветра к курсу судна, тем меньше становилась составляющая, двигавшая корабль вперед. В том случае, когда ветер дул непосредственно в борт корабля, то есть перпендикулярно курсу судна, плоскость парусов несколько разворачивали навстречу ветру так, чтобы она составляла с ним острый угол. Тогда сила ветра опять разлагалась на две составляющие: одна двигала судно вперед, а другая действовала в борт судна. Но теперь поперечная составляющая приходилась не только на корпус судна, но и на паруса. Если бы корабль имел круглую форму, он бы всегда двигался по направлению прямого угла к парусам, но так как корпус судна был продолговатый, то движение вперед и движение вбок были далеко не равны между собой. Сопротивление движению вбок было несравненно больше, чем движению вперед, вследствие большой длины подводной части, а сопротивление движению вперед было очень мало. Поэтому судно в гораздо большей степени двигалось в нужном направлении, чем сносилось (дрейфовало) в сторону. Таким образом, поворачивая паруса навстречу ветру, можно было идти в нужном направлении не только при боковом, но и, до определенного момента, при боковом встречном ветре. Если же ветер дул почти или прямо навстречу судну, разлагать ветер описанным выше способом из-за сильной боковой составляющей было уже невозможно. В этом случае кораблю приходилось лавировать: паруса ставили так, что судно двигалось то вперед и влево, то вперед и вправо, имея ветер то с правой, то с левой стороны, и плыло вперед зигзагообразно по ломаной линии, части которой составляют более или менее острые углы с направлением ветра. При этом оно все-таки больше продвигалось по курсу, чем отклонялось от него. Из всего сказанного становится ясно, что управление парусами в конце средневековья сделалось большим и сложным искусством. Одновременно с парусами шло совершенствование руля. В первое время в кормовой части нефа по обеим сторонам имелись отверстия для коротких с широкими лопастями весел, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое весло стали располагать не по правому борту, а непосредственно за кормой. Это была вынужденная мера. Пока под парусами ходили только при попутном ветре, бортовое весло вполне отвечало своему назначению. Но когда мореплаватели освоили технику судовождения при бортовых ветрах, возникли серьезные осложнения. Под действием этих ветров корпус судна наклонялся в направлении приложения ветровой нагрузки. Если судно кренилось на левый борт, рулевое весло выходило из воды, если же на правый — весло, наоборот, так глубоко уходило в воду, что кормчий не мог сдвинуть его с места. Расположенное позади кормы рулевое весло уже не подвергалось действию качки и исправно выполняло свои функции. Руль, напоминающий современный, впервые появился в начале XIV века. Он состоял из лопасти, или пера, соединенной с древком, на которое одевали рукоятку — румпель. Румпель располагался перпендикулярно древку на высоте верхней палубы. Сначала руль поворачивался непосредственно за румпель. Впоследствии было изобретено штурвальное колесо, на барабан которого наматывались тросы, прикрепленные к румпелю. Благодаря использованию зубчатой передачи значительно облегчилось усилие по перекладке руля. На протяжении многих веков доски обшивки корабля крепили внахлестку друг на друга. К исходу XIV века на Средиземноморье стали применять обшивку вгладь, когда пояса досок обшивки прилегали друг к другу боковыми гранями заподлицо. Такой способ сборки позволил уменьшить сопротивление корпуса при движении в воде. Кроме того, так было легче обеспечить герметичность стыков и крепить доски обшивки к шпангоутам. Через Португалию и Испанию этот способ стал известен во Франции, а в середине XV века его переняли у бретонских судостроителей голландцы. В 1459 году первый корабль подобной конструкции появился на Балтике. В Англии суда с обшивкой вгладь стали строить только с начала XVI века. Все корабли с таким креплением обшивки в просторечье стали называться «каравеллами» от итальянского cara bella («красивая форма»). Можно заключить, что каравеллы как особого типа судов (вроде шхуны, барка или фрегата) в строгом смысле этого слова никогда не существовало. Это понятие всегда было несколько размыто. До XV века каравеллами назывались маленькие беспалубные суда. Во времена Колумба они уже были значительно крупнее. Каравеллой, между прочим, могли окрестить неф, если он имел гладкую обшивку. Судя по всему, именно так и обстояло дело с самой знаменитой каравеллой — флагманским кораблем Колумба «Санта-Марией», которую сам адмирал называл нао (неф). По свидетельству Пантеро-Пантера, каравелла — «очень легкое и ходкое судно. Она сравнительно невелика, имеет четыре мачты…» Вместе с тем, каравелла была очень прочным и вместительным судном. Обычными для каравеллы были высокие борта при глубокой прогиби палубы в средней части судна и великолепное парусное вооружение. Вначале на них ставили исключительно латинские паруса, но во времена Колумба все большее распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достичь большей скорости. Выбирая суда для своей первой экспедиции, Колумб сознательно предпочел каравеллу, хотя мог бы найти корабли большего размера. «Санта-Мария» имела водоизмещение около 130 тонн. Высота грот-мачты составляла 28 метров. Она несла четыре паруса: фок, грот, бизань и блинд. Два других корабля Колумба — «Пинта» и «Нинья» были каравеллами малого тоннажа, из числа судов, обеспечивающих прибрежные перевозки. Позже корабли Колумба послужили образцом для других исследователей, отправлявшихся к неведомым землям. По их образцу стали строить множество аналогичных судов, предназначенных в первую очередь для океанских плаваний и открытия новых земель. База Знаний.

Читайте также  Что такое альтер эго

Значение слова каравелла

каравелла в словаре кроссвордиста

каравелла
  • Морской парусник
  • Марка стереомагнитофона
  • Старинное 3—4 — мачтовое судно с прямым парусным вооружением
  • Модель «Фольксвагена»
  • «красивой формой» ее стали называть за то, что в отличии от более древних конструкций, ее создавали из досок набитых встык, а не внахлест
  • «санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» как тип судна
  • Парусник
  • Старинное парусное судно
  • Высокобортный морской парусник
  • Большое морское парусное судно
  • Собрат бригантины и клипера
  • Парусник романтиков
  • Тип парусника Колумба
  • «санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» как тип судна
  • Какое слово создали итальянцы из пришедшего к ним от римлян слова «карабус», то есть «корабль»
  • Такой корабль напомнила Максиму Леонидову «то ли девочка, а то ли виденье»
  • «красивой формой» ее стали называть за то, что в отличии от более древних конструкций, ее создавали из досок набитых встык, а не внахлест
  • «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» как тип судна
  • Парусное судно
  • Символ города Генуя
  • На судах такого типа совершили свои плавания Христофор Колумб и Васко да Гама
  • «Красивой формой» её стали называть за то, что в отличие от более древних конструкций, её создавали из досок набитых встык, а не внахлест
  • Романтический парусник
  • Модель «Фольксвагена»
  • Какое слово создали итальянцы из пришедшего к ним от римлян слова «карабус», то есть «корабль»?
  • Морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме (13-17 вв.)
  • Тип старинного парусного судна
  • Французский самолёт
  • Морское сравнение для девушки-виденья из хита Максима Леонидова
  • Морской парусник; франц. самолет
  • Старинное 3-4 — мачтовое судно с прямым парусным вооружением
  • Морское парусное судно
  • Парусное судно, на котором Колумб доплыл до Америки, а Васко да Гама — до Индии

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Морское парусное судно с высокими бортами, распространенное в странах Средиземноморья в XIII-XVII вв.

Большая Советская Энциклопедия

(итал. caravella), высокобортное морское парусное судно с одной палубой, 3≈4 мачтами и высокими надстройками в носовой части и на корме, распространённое в странах Средиземного моря (Италия, затем Испания, Португалия) в 13≈17 вв. С 15 в. на К. совершали океанские плавания; в 1492 флотилия К. под командованием Колумба пересекла Атлантический океан, а в 1498 Васко да Гама (см. Гама ) на К. совершил плавание из Европы в Индию.

Википедия

Караве́лла — тип парусного судна , распространённый в Европе , особенно в Португалии и Испании , во второй половине XV — начале XVI века . Один из первых и наиболее известный тип кораблей , с которых начиналась эпоха Великих географических открытий .

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки . Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр , состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба , Васко да Гамы , Фернана Магеллана .

Караве́лла — торговое парусное судно средней величины

«Каравелла» — серия советских электрофонов , выпускавшихся в 1970-е — 1980-е гг.

От других марок советских электрофонов отличаются тем, что выполнены в настольно-настенном оформлении, то есть, могут при желании владельца размещаться не только на столе, но и на стене, аналогично акустическим системам и абонентским громкоговорителям. __TOC__ В серию входят три модели:

«Караве́лла» — пресс-центр и парусная флотилия в г. Екатеринбурге , созданная 2 июля 1961 года писателем В. П. Крапивиным и группой детей.

В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер» . Основные направления «Каравеллы» — морское дело, журналистика , фехтование , история флота. Ранее отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». В. П. Крапивин руководил отрядом более тридцати лет, а в нынешнее время во главе «Каравеллы» стоит жена сына писателя Лариса Крапивина. Девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!» (по-испански — «Барабанщики, вперед!»)

Примеры употребления слова каравелла в литературе.

Второй помощник Демона всю свою жизнь связал с морем, однако лишь пиратская каравелла стала его вторым домом.

Можно было сменить курс, но прежде, чем каравелла набрала бы полную скорость, шедшие на полном ходу островитяне настигли бы их.

Потом — небольшая каравелла, которая даже не вступила в бой, увидев размеры парусника.

Но Пинсона не было, и единственное, что Хуан мог сделать, это отправиться спать, не забывая о том, что его каравелла в темноте идет вдоль незнакомого берега.

На седьмой день, как и полагал капитан, каравелла прибыла в одну из гаваней, но только не Канарских, а.

Острова, острова, острова 14 октября все три наши каравеллы вышли в море, предварительно просмолив лодки, которые понадобятся для разведывания мелких мест.

Издали я видел, как он брал их руки в свои, потом, оглянувшись на адмиральскую каюту, что-то долго и настойчиво говорил своим соплеменникам, прикладывая руки то к голове, то к сердцу, и, наконец отойдя, остановился у борта, так же как и остальные гуанаханцы, следя за бегущими от носа каравеллы двумя пенными струями воды.

Адмирал предполагает вытащить на сушу все три каравеллы, так как они очень нуждаются в ремонте.

Наши командиры отдали распоряжение убрать паруса, и обе каравеллы пошли на фордевинд.

Эхаден, не особо раздумывая, приказал проделать дыру в фальшборте каравеллы, напротив разгрузочного люка барка.

Есть две большие каравеллы, в команде которых не стражники, но гвардейцы.

Бригантина резко сманеврировала, намереваясь пройти перед носом каравеллы, чтобы затем приблизиться со стороны бакборта.

Остов каравеллы разбил корму, словно она была сделана из соломы, развернул обреченный парусник вдоль оси и положил на борт, после чего помчался дальше, оставляя за собой пенящийся белый след.

Сама мысль о том, что остов сожженной каравеллы может вернуться, чтобы довершить начатое дело, повергала в ужас.

Не стало королей и королев, рассылавших каравеллы по всему свету, но появились спонсоры, распределявшие миллионы долларов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: karavella
Задом наперед читается как: аллеварак
Каравелла состоит из 9 букв

Каравелла

Одним из важных моментов в истории развития человечества стала эпоха величайших географических открытий. За считанные десятилетия рамки привычного для людей мира необыкновенно раздвинулись. На старых картах появились новые государства, материки, моря и океаны. Безусловно, этим великим открытиям сопутствовало множество причин, как политического, так и экономического и социального характера. Большую роль в этом сыграли великие технические достижения в области мореплавания. Чтобы отважиться на далекие плавания, необходимы были прочные, ходкие и вместительные корабли. Именно таким судном была каравелла. Все выдающиеся мореплаватели того времени — Колумб (с 1492 г.), Васко да Гама (1497—1498 года), Магеллан (1519—1522 года) и другие совершили свои беспримерные экспедиции на каравеллах.

Читайте также  Что такое поляризация диэлектрика

Каравелла

Если в начале средневековья судно было в основном весельным, где парус играл чаще вспомогательную роль, то в конце средневековья морское судно претерпело кардинальные изменения — оно лишилось весел, стало исключительно парусным. На смену привычному прямоугольному парусу пришел треугольный или косой, получивший название от арабов «латинского». Сначала к носовой части судна (форштевню) подтягивался передний конец рея; к мачте рей крепился наклонно в нижней его трети. В зависимости от направления и силы ветра угол наклона можно было менять. Позже от наклонного рея отказались и вверх стали поднимать гафель на короткой мачте. Благодаря косому парусу, который реагировал на малейшее дуновение ветерка, значительно облегчилось управление судном. Еще одно изменение коснулось количества парусов. Теперь появилась еще одна мачта с носовым парусом, что позволило ходить и при боковом ветре.

Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.

Макет каравеллы Колумба — Нинья

Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.

Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».

Что такое каравелла?

Что такое каравелла?

3 августа 1492 года Христофор Колумб отправился в свое знаменитое плавание, в ходе которого была открыта Америка. Помимо умелого экипажа, команды, помощниками знаменитого мореплавателя были… его корабли. Да какими помощниками! Сколько раз трепали их штормы, сколько раз ураганные ветры рвали на них паруса и ломали мачты! Лучшие из всего испанского флота, они стойко переносили все испытания. Назывались эти корабли каравеллами. Три каравеллы – «Санта-Мария», «Пинта», и «Нинья», каждая с экипажем в 60–80 человек, – донесли Колумба до американского континента и принесли ему славу. Трехмачтовые, с одной палубой, высокими бортами и рулем на корме, каравеллы не боятся любой погоды. Треугольные и квадратные широкие паруса обеспечивают точность маневров и максимальное удобство в управлении. Не забудем и про компас. К тому времени этот инструмент в руках умелого моряка, каковым, без сомнения, был Колумб, мог очень и очень многое.

Долгое и многотрудное плавание только укрепило веру мореплавателя в свои силы. И 12 октября 1492 года он впервые ступил на землю Багамских островов. А потом перед возвращением в Испанию высадился на Кубе и Гаити.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что такое мел?

Что такое мел? Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела?А ты знаешь, что вначале мел был животным? В водах океанов существуют различные виды

Что такое рак?

Что такое рак? Вы наверняка знаете из обращений организаций по борьбе с раком и из результатов всех исследований, проведенных в этой области, что это заболевание — самая большая угроза здоровью и жизни человечества. Мы расскажем о раке только в общих чертах, чтобы вы

25. КАРАВЕЛЛА

25. КАРАВЕЛЛА Эпоха Великих географических открытий была одной из переломных в истории человечества. Буквально за несколько десятилетий границы известного человеку мира небывало раздвинулись. Европейцы вступили в контакт с далекими, прежде неведомыми им народами,

Что такое ООН?

Что такое ООН? ООН, Организация Объединенных Наций – это уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов.Уже во время второй мировой войны союзники несколько

Что такое шок?

Что такое шок? Вы можете получить шок, когда увидите свою оценку за контрольную или станете свидетелем аварии. Но с медицинской точки зрения это не шок. Слово «шок» означает состояние, в котором нарушается деятельность организма. Обычно при этом замедляются идущие внем

Что такое шум?

Что такое шум? Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде: воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук колебаний может достичьухаслушателя. Колебания могут быть

Что такое А.М. и Р.М.?

Что такое А.М. и Р.М.? Называя точное время, англичане добавляют к цифрам две буквы латинского алфавита: A.M. или P.M., — которыми они указывают, имеется ли в виду время до полудня или после полудня. Знаете ли вы, какие латинские слова скрываются за этими буквами и что они

Что такое вши?

Что такое вши? Существует более тысячи различных насекомых, которых называют вшами, но человек, говоря о вшах, обычно подразумевает один определенный вид, который вредит человеку. Вши — это кровососущие существа. Они истинные паразиты, питаются кровью человека. Вши более

«Что такое?»

«Что такое?» В игре принимают участие 5–7 человек. Сначала выбирают ведущего. Оставшись один в комнате, он берет различные не очень мелкие предметы (их количество должно быть кратно количеству играющих), кладет их на стол и накрывает платком.После этого ведущий приглашает

Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо? Название стихотворения для детей (1925) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Крошка сын / к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое / хорошо и что такое /

Читайте также  Что такое логика

Что такое год?

Что такое год? Год – это интервал времени, за который наша планета полностью обходит свою орбиту вокруг Солнца. Продолжительность года различается в зависимости от того, берется за точку отсчета при его измерении бесконечно далекая звезда или Солнце. В первом случае

А знаете ли вы, что такое каравеллы?

Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.

Корабль каравелла: история происхождения и этимология

Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов — cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант – самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла – это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.

Что такое каравеллы?

Эти корабли были распространены в Западной Европе в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные географические открытия принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались «каравелла» (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники — каракки — гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.

Среди флотилии Христофора Колумба подобными суднами были “Нинья” и “Пинта”, а вот величественная “Санта-Мария” принадлежала к новому поколению парусников — караккам. Одним словом, каравелла – это парусное судно, которое благодаря своей маневренности наряду с более совершенными каракками сумела доплыть до берегов Новой Земли. Эти корабли, как правило, были слабо вооружены. Небольшой размер палуб не позволял размещать на них артиллерийские пушки. Поэтому единственной защитой для них служили крупные мушкеты, которые размещались на корме.

Совершенствование каравелл

Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.

Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: