Что такое хоррор

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Новости и анонсы

Авторские колонки

Мероприятия

Что такое хоррор — ч.0

Этим постом я открываю планируемую большую серию статей по общей теме «Что такое хоррор?». Но, прежде чем перейти непосредственно к теме разговора, следует сказать почему и зачем я вообще этот цикл начинаю.

На протяжении довольно долгого времени — а по правде сказать едва ли не всю свою сознательную жизнь — я изучаю жанр хоррор. Сначала и прежде всего это было изучение литературы ужасов и мистики, в последствии стал уделять больше внимания и кинематографу. Поэтому в планируемой серии статей будет в основном говориться о литературе, изредка же (а может и не очень-то изредка) буду касаться и кино.

Почему об этом давно стоит поговорить всерьез. На постсоветском пространстве в 90-тые годы хоррор был жанром абсолютно новым, совершенно неизведанным. В дальнейшем это привело к тому, что распространение у нас получили самые разные и далеко не всегда правильные трактовки жанра. Проще говоря, каждый понимает его как хочет. В каком-то отношении это верно для любого жанра, но, пожалуй, хоррор страдает больше всего. Плюс сам термин horror — англоязычного происхождения и банальный перевод «ужасы», мягко говоря, не совсем соответствует тому, что подразумевает этот термин за рубежом, у себя «на родине». Если говорить о литературе, то у нас часто говорят и пишут «литература ужасов», хотя более полно и верно будет все-таки «литература ужасов и мистики». Причем союз «и» здесь означает «и/или». И опять же даже этот, наиболее полноценный вариант названия не передает всего смысла термина horror.

Актуальны и другие вопросы в этой связи. Очень часто некие косвенные внешние признаки жанра приравнивают к его сути. Очень часто путаются в разновидностях хоррора. Еще чаще, с подачи отечественных фантастов, зачем-то называют хоррор поджанром фантастики, что есть несусветная глупость (кто не согласен, объясните мне пожалуйста, в чем усматривается сколько-нибудь фантастический элемент в таких фильмах ужасов как первая часть «Пятницы, 13-тое», «Техасская резня бензопилой» или в вообще полностью основанных на реальных событиях картинах «Дамер», «Роттенбург» и иже с ними).

Или вот распространенная ошибка — считать хоррором то, что тебя пугает. И наоборот — не считать ужасами то, что тебя не пугает.

В плане анализа с точки зрения литературоведения или киноведения весьма нередко авторы ошибаются, пытаясь определить законы жанра и его художественную систему — на чем хоррор стоит, из чего произрастает, что в нем находится «во главе угла».

Имеет место и упрощение, и наоборот — излишнее усложнение. В первом случае к хоррору могут ошибочно отнести «Сумерки» Стефени Мейер. В другом — отрицают хоррор-составляющую и вообще отторгают от хоррора близкий и родственный ему жанр триллера.

Все это порождает столько проблем, столько кривотолков, что кому-то уже давно пора серьезно и обстоятельно раскрыть тему, пояснить само понятие. Опираясь на существующие работы, указать на типичные ошибки и дать обоснованное опровержение.

Я предпочел бы, чтобы кто-нибудь сделал это за меня. Однако те попытки, которые я вижу в этом плане, в большинстве своем крайне неудовлетворительны, по тем или иным причинам. Даже лучшее из них, такие как монография Дмитрия Комма «Формулы страха».

В августе 2012 года я был на фантассамблее в Санкт-Петербурге, где имел, помимо прочего, ряд бесед о самом жанре. Слушал других и высказывался сам. А возвращаясь домой подумал о том, что пора бы расставить наконец все точки над i.

Первая мысль была — написать статью. Но уже делая первые наброски, размышляя над тем, о чем необходимо сказать в такой статье, я понял, что это слишком узкий формат. Тут мало одной статьи. Тут скорее книга должна быть.

Но времени сесть и писать такую книгу-исследование у меня не хватало и не хватает. Так я пришел к мысли о том, что изначально следует оформлять наброски к книге в виде серии постов в каком-то из своих блогов. А лучшее место в рунете для серьезного и длинного, вдумчивого разговора о хорроре сейчас — это DARKER.

Итак, общее понимание задач у меня такое выстроилось.

1. Я напишу в авторской колонке для DARKER ряд больших постов с общей темой «Что такое хоррор?».

2. Эти посты будут, по сути, черновыми вариантами глав для будущей книги.

3. Книгу эту хрен кто когда издаст, по крайней мере я на это совершенно не рассчитываю, не закладываюсь и не надеюсь какие-то финансовые выгоды от этого получить.

3. По окончании цикла статей я его, возможно, еще дополню и отредактирую. Затем сведу в нечто единое, сопровожу ссылками и цитатами на различные источники, присовокуплю какие-то приложения (начиная со списка использованной литературы). То есть оформлю это уже в текстовый файл как полноценную работу.

4. То, что получится, сделаю электронной книгой, которая будет распространяться бесплатно через мои личные сайты. Ну и, если редакция и читатели DARKER будут не против, через сайт нашего журнала тоже.

Пока достаточно сложно сказать, чем я все закончу. В голове на данный момент только задумки для условных «первых глав», то есть — о чем конкретно я буду писать в первых постах этого цикла. Главная задача моя — наиболее полно раскрыть термин horror, дать развернутое определение с обязательным экскурсом в историю жанра, показать его специфику. Памятуя об этой главной задаче, я намерено вынесу за пределы цикла не менее интересные и важные темы, «как писать хоррор» и все такое. Лично мне уже хватает беглых статей, в которых вся эта сложная тематика дается обзорно, без детализации и осмысления. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Иными мловами, сначала будем долго говорить о том, что такое хоррор вообще, а только потом, если хватит сил, времени и желания, совершенно отдельно (в другой серии постов или в другой электронной книге, пособии) поднимем другие важные вопросы.

Что касается ближайших планов по серии «Что такое хоррор?», то начать я хочу с самого понятия «жанр», дабы избежать путаницы в дальнейшем. Далее следует (как мне кажется) указать на специфику жанра хоррор, сказать о том, что составляет его художественную базу, систему. Затем должно поговорить об исторических предтечах хоррора и первых его литературных формах. Потом — о различных видах хоррора, о разнообразном понимании жанра.

Что такое хоррор-игры?

В переводе с английского horror переводится как «страх и ужас». Данный термин довольно широко применяется как в комиксах и книгах, так и в компьютерных играх и квестах. Несмотря на то, что страх считается отрицательной эмоцией, в мире существует довольно много любителей пощекотать свои нервы и окунуться в напряженную атмосферу. Кому не терпится это испытать в реале, вот ссылка (https://www.kvestinfo.ru/articles/chto-takoe-horror/) на хоррор-квесты. А мы же разберём всё от А до Я.

Цель такого жанра – развлечь читателя, зрителя или игрока, используя страх как инструмент, причём страх может быть совершенно разным: человек может испугаться неизведанного, испытать страх-отвращение к нелицеприятным вещам или почувствовать вполне реальный социальный или политический страх.

Фильмы ужасов и литература в жанре хоррор

Хоррор как книжный жанр зарождается в конце XIX века, и самым ярким примером служит классический рассказ «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Известны также произведения Г. Ф. Лавкрафта, Г. Майринка, С. Кинга и др. Параллельно в этом жанре развивается кинематограф: миру до сих пор известны такие фильмы как «Дракула», «Голем», «Мумия», «Франкенштейн».

В 70х годах XX века специалисты выяснили, что целевая аудитория хоррора – молодые люди и подростки, поэтому в это время стали выпускать все больше фильмов, рассчитанных на них. В настоящее время замечены тенденции повторения классики, преобладания сцен насилия, а также использования приема «found footage», когда большая часть фильма представляет собой найденные записи с камер фото и видео-съемки от погибшего человека.

Читайте также  Что такое эклектика

Компьютерные хоррор – игры

Игры на ПК, сюжет которых угнетает и устрашает, являются доступным способом получить порцию адреналина, не выходя из дома. Игрок испытывает достаточно сильные эмоции, но в то же время имеет возможность приостановить ход игры и вернуться в комфортную обстановку, если накал эмоций превысит допустимый порог. Существует целая классификация игр от survival horror (игры на выживание) до психологического хоррора, где акцент делается на создании жуткой атмосферы и тревожного ожидания чего-то неизведанного и страшного.

Жанр компьютерной игры хоррор появился, как только появились сами компьютерные игры и до сегодняшнего момента это был единственный способ погрузиться в ужасающую реальность практически полностью. Сегодня существует ещё один способ воплотить свои мечты и стать главным героем истории — пройти квест.

Квесты в жанре хоррор

Командная игра-прохождение испытаний на время как в закрытом пространстве, так и на открытых площадках — вот что представляет из себя квест. Это современное развлечение, доступное абсолютно любой компании. Игроки попадают в условия, где им потребуется применить свою эрудицию, логику, выносливость и находчивость.

Каждая команда выбирает тот сюжет, который придется им по вкусу. Особой популярностью пользуются квесты в жанре хоррор, и причин для этого предостаточно:

  • Ужасающая атмосфера, пугающие звуки и антуражные локации создадут ощущение реальности, что не сравнить с компьютерной графикой;
  • Существуют сценарии игр, разработанные как для взрослых, так и для подростков.;
  • Игроки получают яркие эмоции и впечатления на долгое время;
  • Командная игра поможет не только узнать себя и своих друзей в экстремальных условиях, но и укрепить командный дух.

Классический сценарий квеста заключается в том, чтобы успеть выйти из помещения за ограниченное время. Разновидностью квестов являются перформансы. Особенностью таких хоррор квестов является наличие живого актера, взаимодействие с которым привнесёт элемент неожиданности, реальности и оригинальности. Одно его присутствие нагонит страх, а это далеко не все участие профессионального актера. Еще одним подвидом квестов являются игры, в которых необходимо использовать не только свои умственные способности, но и физическую силу.

История страха: зарождение и становление жанра хоррор

Как пугали игроков на заре индустрии интерактивных развлечений.

Что такое хоррор сейчас знает, наверное, каждый: жанр, направленный на то, чтобы человек испугался или хотя бы почувствовал себя неуютно. У кого-то выходит, у кого-то нет. Тем не менее, жанр прочно осел в мире интерактивных развлечений и обрёл популярность. Но давайте вспомним, с чего всё началось.

Первая хоррор-игра называлась Uchuu Yusousen Nostromo и вышла в 1981 году. Сейчас её практически невозможно достать, даже описания толком не сохранилось, лишь обложка. Известно, что действие происходит на космическом корабле, а управлять дают единственным выжившим членом экипажа, за которым охотится монстр. Задача, соответственно, выжить и выбраться.

Первой популярной игрой в жанре стала Haunted House от Atari, вышедшая в том же 1981 году.

В ней игрок бродил по зданию и искал части особой урны, собрав которые можно было победить зло и сбежать, оставшись в живых. Действие Haunted House происходило в полной темноте, а для того, чтобы видеть предметы перед собой игроку необходимо было зажигать спички. По дому бродили монстры, столкновений с которыми надо было избегать. Понятное дело, что по-настоящему испугаться такого было трудно, но игра держала в напряжении, что уже неплохо.

Ранние игры (не только хорроры, а в принципе) по большей части были не столько о сюжете, сколько о геймплее. Встречались и обратные примеры, особенно среди текстовых квестов, но основной упор был именно на игровой процесс.

Примером текстового хоррора можно назвать игру The Rats, вышедшую в 1985 году на Commodore 64 и ZX Spectrum. Именно по отношению к ней многие игровые издания впервые применили термин «horror game». В основу игры легло одноимённое произведение Джеймса Герберта, одного из самых известных писателей ужасов в Америке.

В The Rats игрок должен остановить нашествие плотоядных крыс на Лондон. Жанрово перед нами — симулятор правительства города: игроку доступны бригады пожарных, полицейских, армейские подразделения и команды учёных, которые нужно рассылать в разные части Лондона для борьбы с монстрами. Периодически The Rats позволяет взять на себя роль одного из нескольких персонажей и превращается квест.

Ещё одним примером текстового хоррор-квеста является Frankenstein — снова по одноимённому произведению. Игра делится на три этапа: первые два играть нужно за доктора Франкенштейна, а третий — за его творение. Из-за откровенного насилия Frankenstein получила рейтинг «15+».

Вспоминая хорроры далёкого прошлого, стоит упомянуть такую игру, как Splatterhouse. В плане механики это классический beat ’em up, но благодаря визуальному стилю и дизайну её можно причислить к хоррорам. Местами игра и правда выглядит устрашающе. Сюжет стандартный: подростки попадают в неприятности, главный герой получает демонические силы и идёт сражаться с нечистью ради спасения любимой.

Подача и уникальный стиль принесли проекту определённую известность: в конце 80-х вышло три части серии, а в 2010 году — ремейк. Интересный факт: владельца дома в Splatterhouse зовут Генри Уэст, что, в совокупности с остальными фактами из истории, указывает на то, что авторы вдохновлялись рассказом «Герберт Уэст — реаниматор» Г.Ф.Лавкрафта. Или даже, скорее, фильмом «Реаниматор» режиссёра Стюарта Гордона.

Настало время поговорить об игре, которая задала тон жанра на годы вперёд — Alone in the Dark. И снова не обошлось без Лавкрафта.

1924 год. Частный детектив Эдвард Карнби едет в особняк Дерсето по просьбе клиента — нужно изучить антикварное фортепиано. Однако загадочное самоубийство владельца дома не дает покоя герою (также в игре присутствует возможность играть за племянницу погибшего; геймплей, впрочем, не сильно отличается). Делом полиция заниматься не спешит — у особняка давняя дурная слава, и самоубийству никто не удивляется.

Едва переступив порог дома, Карнби понимает, что что-то не так. Поначалу кажущийся спокойным особняк начинает с каждой секундой нагонять всё больше страха: половицы этажом ниже странно скрипят, в затылок кто-то дышит.

Для своего времени Alone in the Dark была поразительна. Широкие возможности, обилие художественного текста (в игре около 20 записок и книг — на тот момент число небывалое) и жуткие монстры, которым достаточно трудно противопоставить что-либо. Ощущение беспомощности игрока перед опасностью стало одной из главных причин популярности игры.

В 1993 году выходит Alone in the Dark 2. Мы вновь берём на себя роль Эдварда Карнби, теперь — известного исследователя паранормальных явлений, и отправляемся на поиски загадочного контрабандиста по прозвищу Одноглазый Джэк. Во второй части загадок стало несколько меньше, а стрельбы — больше. Но даже несмотря на это, игра была тепло воспринята игроками и журналистами. А вот третья часть сериала оказалась провальной: экшена стало слишком много, да и сюжет подкачал. Многие пророчили серии смерть и оказались не правы — впоследствии вышло ещё три части, но об этом позже.

Doom в нашем списке не упомянуть нельзя. Тот факт, что игра является шутером иногда мешает пониманию того, что это ещё и хоррор: вторжение демонов, кровавые ритуалы, ужас неизвестного, всё на месте. Сюжет в Doom не самый выдающийся (Джон Кармак всегда говорил, что настоящему шутеру, как и порнофильму, история не нужна), но это не мешает людям играть в него и по сей день.

И вот на дворе 1994 год. Игры становятся всё сложнее и интереснее, что не может не сказаться на жанре ужасов. Появляется System Shock — легендарный хоррор в киберпанк-стилистике. Сложный геймплей, огромная локация для исследования, множество параметров, за которыми приходится постоянно следить — игра оказалась прорывной для своего времени. Сегодня, к сожалению, проект может отпугнуть многих своим внешним видом.

Сейчас в разработке находится ремейк первой части, выход которого намечен на 2018 год. Разработчики обещают бережно отнестись к оригиналу. Демо вселяет надежду.

90-е стали для жанра квестов золотым веком. Хорроры также не остались в стороне. Крайне важно здесь упомянуть Clock Tower: The First Fear. Красивая картинка, отменный по тем временам звук и необычный геймплей сделали игру одним из самых страшных проектов своего времени. По сюжету главная героиня игры, Дженнифер Симпсон, вместе со своими подругами оказывается в таинственном особняке семьи Берроуз. По дому бродит таинственный убийца Scissorman, а героиня совершенно беззащитна. Единственный выход — бежать и прятаться. Примечательно, что игра в определённой степени была нелинейна: в зависимости от действий игрока, те или иные события могли и не произойти или произойти как-то по-другому.

Продолжение под названием Clock Tower вышло годом позже на PlayStation, уже в полном 3D. Суть не изменилась — тот же point’n’click квест, снова Scissorman, как главное непобедимое зло. Степень нелинейности увеличилась: теперь во время пролога можно выбрать одного из двух протагонистов, у сюжетной линии каждого из которых по пять концовок. Хорошая графика, видео с живыми актёрами, качественный звук — Clock Tower была хороша почти во всём. Единственное, что не понравилось игрокам — медленный темп действия в сравнении с другими играми. Не такой уж и минус, если задуматься.

У основной серии было ещё два прямых продолжения: Clock Tower 2 и 3, плюс две игры по мотивам — Haunting Grounds, относящаяся к сериалу лишь косвенно, и NightCry. Последняя, впрочем, вышла сырой и принята была прохладно.

Наконец, пришло время перейти к игре, официально положившей начало жанру Survival Horror. Resident Evil не только ввела моду на зомби, но и открыла жанр хоррор-видеоигр для широкой аудитории. К слову, серии в этом году исполнится уже 21 год.

Кратко о сюжете первой Resident Evil: в окрестностях небольшого города Раккун-Сити начинают происходить зверские убийства. Жертвы выглядят съедеными, так что для расследования привлекается особый отряд S.T.A.R.S. На место происшествия прибывает две группы оперативников: связь с первой пропадает, вторая оказывается загнана в таинственный особняк, где и развернётся действие игры.

Если задуматься, то почти все элементы игры мы уже видели в других проектах. В том же Alone in the Dark были и загадки, и похожая камера, и неторопливые противники, и даже таинственный особняк. Однако именно за Resident Evil закрепились лавры основоположника хоррор-игр (ситуация напоминает Doom, который долгое время являлся «отцом» всех шутеров, хотя и не был первым представителем жанра). Причины могут быть разные, но если попытаться выделить основные, то это: необычная тема и потрясающая для того времени графика.

До Resident Evil основными противниками в игровых хоррорах являлись призраки, монстры или какая-то абстрактная чертовщина, а зомби были представлены в основном в кинематографе. Как оказалось, в формат видеоигры ожившие мертвецы вписываются отлично. К тому же Resident Evil содержала в себе не только хоррор-элементы, но и научную фантастику, с секретными лабораториями, экспериментами и вирусами. Не стоит забывать про правильное сочетание экшена, загадок и исследования уровней. Всё это, без сомнения, сыграло большую роль в популярности игры у широкой аудитории.

С момента выхода Resident Evil в жанре хорроров начинается скачок вперед — нащупав золотую жилу, разработчики выпускают одну игру за одной, где-то успешно, где-то — не очень. Формируются каноны и общие принципы, задаются тенденции, которые можно проследить и сегодня. Дальше будет рассвет и стагнация, новые веяния и избитые клише, крупные хиты и небольшие инди-проекты. Но об этом — в следующий раз.

Страшно интересно: почему мы любим хорроры?

Мы идем в кино, чтобы ощутить ужас в полной мере, закрываем ладонями, но все равно подглядываем между пальцев — почему нас так привлекает страх? Что такое хоррор и чем он отличается от ужасов?

Жанр ужасов зародился очень давно, сначала он развивался в литературе, сейчас же переживает расцвет в кинематографе. Страх является одной из 7 базовых эмоций человека, которая помогала нашим предкам выживать. Когда нам страшно, срабатывает инстинкт самосохранения, плюс мы запоминаем потенциально опасные ситуации, чтобы избежать их в дальнейшем. Многие любители экстремальных видов спорта говорят, что чувствуют себя живыми, когда получают прилив адреналина. Сегодня же как такового «животного страха» мы не испытываем в повседневной жизни. Поэтому заменяем его экранным аналогом.

Хоррор

Само название «хоррор» есть ничто иное, как калька с английского: horror — ужасы. Однако сейчас его выделяют в отдельный жанр, поскольку ужасы в классическом понимании вызывают скорее чувство тревоги. Они выносят на поверхность наши глубинные страхи — с древних времен это были монстры, угрожающие жизни. Позднее это переросло в готические романы с паранормальными явлениями, привидениями и духами. В современном кино хоррор — это уже полноценная картина, которая показывает непосредственно процесс убийства, например. Это противоречивый жанр, поскольку он вызывает опасения относительно увеличения жестокости зрителей. Однако, как в ситуации с компьютерными играми, нет доказательств, что человек проявляет большую агрессию, если только изначально не был к ней склонен.

Триллер

Что касается более тонкого воздействия, есть еще один жанр — триллер. Он может быть без насильственных сцен, но с психологическим давлением. Этого тоже достаточно, чтобы испытать определенное удовольствие от просмотра. Дело в том, что в таком кино открыто не показаны ужасающие кадры, но мы испытываем подсознательную тревогу в силу собственных опасений. Нас пугает неизведанное, именно поэтому сюжеты о том, что искусственный интеллект обретает сознание и уничтожает человечество, может быть пострашнее любого хоррора. Также популярны фильмы о глобальных катаклизмах или эпидемиях — это и есть наши современные страхи, которые находятся буквально на поверхности. С одной стороны, фильм дает нам возможность лишний раз задуматься о предотвращении таких катастроф. С другой же стороны, пережив это на экране, мы частично преодолеваем этот страх, несмотря на то, что такое кино не заканчивается хэппи-эндом.

Эмоции

Посещение кинотеатра или просмотр сериала дома по вечерам является не только развлечением, это удовлетворяет наши потребности в эмоциях, которых мы не испытываем в жизни. Не только адреналин, но и душевные переживания при просмотре мелодрам, радость от рождественских счастливых историй. Не имея возможности в полной мере выражать свои эмоции в рутине будней, мы обращаемся к экрану. Наш эмоциональный интеллект — это способность считывать эмоции, понимать их и копировать. И во время кинопросмотра мы заряжаемся этими эмоциями, плачем, пугаемся, смеемся и переживаем. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence) помогает нам социализироваться, лучше взаимодействовать с людьми.

Интеллект

Сегодня эмоциональный интеллект (EQ) востребован наравне с интеллектом умственным, что мы привыкли называть IQ или intelligence quotient. Действительно, при наблюдении за эмоциями других людей мы повышаем свой EQ. Но этого недостаточно, чтобы правильно интерпретировать — сложные эмоции легко спутать. Совместно с мировыми экспертами в этой области Викиум создал онлайн-курс «Эмоциональный интеллект», который содержит специальные тренажеры, а также полную расшифровку 7 основных эмоций. Освоив теорию и отточив навыки на тренажерах, вы научитесь безошибочно считывать, а значит — и правильно реагировать на чувства собеседника. Бонусом вы научитесь распознавать ложь, прямо как доктор Лайтман из «Теории лжи»!

Что такое хоррор?

Кто из вас любит читать литературу в жанре хоррор? Как, вы не знаете, что такое хоррор?

А ведь было время, когда люди с удовольствием читали такие произведения. Многие из них дали бы фору любому американскому фильму ужасов. Вспомните: «И посадила Баба Яга Ивасика на свою лопату, хотела она его зажарить и съесть»… А как выглядит «Красная Шапочка» в оригинале? Если бы по этому тексту сняли триллер? Какая тут «Пила»!

Так вот, Стивен Кинг еще в конце семидесятых годов заявил, что подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали. Нам трудно понять природу страха, хотя страх — это одно из первых чувств, которое мы испытываем. Став взрослыми, мы забываем большую часть того, чего так боялись в детстве. Барьер рационализма пробить все труднее. Но страх от этого не становится слабее. Он просто трансформируется.

Вам нравятся американские горки? Какое от этого удовлетворение? Страх! А как следствие страха, выброс адреналина, который провоцирует возбужденное состояние, сравнимое только с экстазом. Но не у всех такие стальные нервы и сильное сердце, чтобы выдержать это. И вот тут хорошим заменителем данных ощущений становятся «ужасы»… В любой момент, если нервы на пределе, можно оторваться от книги и пойти на кухню, чтобы пожевать бутерброд или позвонить подруге.

Среди литературоведов распространено мнение, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена. И, в принципе, так оно и есть. Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта — отца жанра «хоррор» 20-го века — приходилась как раз на время «великой депрессии» в Америке. Потом его творчество было основательно подзабыто и лишь ближе к концу века снова получило известность. В переломные времена люди начинают особенно отчетливо видеть несовершенство окружающего их мира. Они перестают верить в абсолютную силу науки, перестают надеяться на лучшее. «Литература ужасов» же совершенно намеренно делает акцент на том, что наука — это вообще ничто. Мир не познаваем и чаще всего поворачивается к нам с самой своей дурной и пугающей стороны.

Обратите внимание, что именно в наши дни хоррор переживает «золотые» времена!

Но давайте все же разберемся с тем, что же относится к этому жанру.

Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, — развлечь читателя. Средство хоррора — страх. Именно через него автор в этом жанре «добирается» до читателя. В хорроре встречается три типа страха:

а) страх перед неизвестным (сверхъестественный ужас);

б) сублимированный, гипертрофированный «реальный» (социальный, политический ) страх;

в) страх-отвращение (например, оторванные конечности ).

Основной конфликт хоррора — столкновение рационального, морального и иррационального, аморального начал. Происходить оно может как в рамках одной личности (от «Джекила и Хайда» до «Секретное окно, секретный сад» С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, олицетворяющими эти начала («Дракула» Б. Стокера, «Великий бог Пан» Мейчена и др.).

Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее — самая главная и самая сложная задача автора. Главное — нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановиться, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку.

Настоящие знатоки хоррора применяют различные системы классификации книг и фильмов. Приведу наиболее характерные для художественной литературы виды:

1. Триллеры, в том числе «саспенс» (состояние тревожного ожидания, беспокойства), слэшер (маньяки) В этих книгах сверхъестественное отсутствует.
2. Мистика, вампиры, монстры, призраки, оборотни, ведьмы
3. Зомби.
4. Космические ужасы (в т.ч. пришельцы).
5. Энимал-хоррор, где ужасная роль достается животным.
6. На стыке различных направлений и др.

Сегодня я лишь приоткрыла завесу тьмы над жанром хоррор. Но, может быть, вы теперь не будете считать этот жанр низким и недостойным вашего внимания?

Проголосовали 93 человека

76
13
4

Комментарии (9):

Войти через социальные сети:

Точное определение жанра хоррор. Думаю, более полное kabushikigaisha.ru/horror/chto-takoe-xorror-tochnoe-opredelenie/

Интересно написано! было время, пересмотрела-перечитала. А вот сейчас — «щёлкнуло», как говорили уже многие))) Кстати, самое сильное впечатление от фильмов типа «Мизери». А всякие «бу!» из-за угла и зомби — просто противные.
И ещё, я предпочту 1-3 минуты на самых сумасшедших горках, просмотру хоррора

Оценка статьи: 5

Ирина Огнева, хорошая статья.

Мне кажется, что современное желание на все навесить ярлык — это хоррор, это фэнтази, это фантастика, это . и т.д. — мешает самому развитию литературы.

Ведь замечательный роман Жюля Верна про капитана Немо можно отнести сразу ко всем популярным жанрам: это и классика художественная, это и фантастика (причем научно-популярная), это и приключения, это и хоррор (в каком-то смысле).

Оценка статьи: 4

Ирина Огнева, мощная, актуальная во все времена тема затронута вами. Хотя я адреналинонезависим и с опаской смотрю на адренофилов (и стараюсь держаться от этих, на мой взгляд, чудаков подальше) моё детство было совсем не лишено положительных зарядов дикого ужаса, порождённых пионерлагерными ночными тусовками, чердачными и даже кладбищенскими авантюрами и естественными детскими подкроватно-одеяльными самопугалками.
Но это всё в детстве. Этим переболел, надеюсь, навсегда. А вот триллеры и экшен обожаю! Стремительность развития сюжета и безумная интрига — вот то единственное, что меня в них привлекает. А от иных ужасов и всех вамп тошнит пребольно.

Оценка статьи: 5

Очень интересная тема, хотя и затронутая вскользь. От себя добавлю, что хоррор, безусловно, жанр не для всех. Мой отец, например, боится читать Стивена Кинга на ночь, хотя мы с женой его зачитываем до дыр Раньше и «жутики» вместе смотрели, но после рождения ребенка в организме жены что-то щелкнуло, и я теперь просматриваю фильмы этого жанра в гордом одиночестве.

Каждый уважающий себя ценитель жанра обязательно должен ознакомиться со следующим списком кинопроизведений или авторов, которых я приведу для информации (вдруг кто-то не в курсе):

Не в порядке значимости, а в вольном стиле.

1. Стивен Кинг. Разброс достаточной большой – от откровенного ширпотреба до классики. Непосредственно из хоррора рекомендую: «1408», «Кэрри», «Кладбище домашних животных», «Сияние», «Мертвая зона» и «Мизери».
2. «28 дней спустя» и «28 недель спустя» — об эпидемии «шустрых» зомби в Британии. Режиссером первого фильма стал Дэнни Бойл, автор «На игле» и «Миллионера из трущоб».
3. «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена – Именно оригинал и только первый фильм.
4. «Американский оборотень в Лондоне» Джона Лэндиса, который стал фундаментом для самого знаменитого музыкального клипа Майкла Джексона «Триллер».
4. Трилогия Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы». Два первых фильма похожи друг на друга, как близнецы-братья, а третий, «Армия тьмы», снят в пародийном стиле.
5. «Белый шум» — Интересная интерпретация неработающих каналов в телевизоре.
6. «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление» — Два низкобюджетных проекта, сумевших показать невиданные сборы в прокате. Сняты в модном нынче стиле «псевдодокументалистики».
7. «Возвращение живых мертвецов» — Классика фильмов про зомби от автора сценария к «Чужому».
8. «Чужой» Ридли Скотта и «Чужие» Джеймса Кэмерона, остальные части франшизы на любителя.
9. Творчество британского писателя Клайва Баркера и экранизации его книг, в т.ч. «Восставший из ада», «Ночное племя» и «Кэндимен».
10. Трилогия о зомби Джорджа Ромеро: «Ночь живых мертвецов», «День мертвецов» и «Рассвет мертвецов». Также неплох ремейк «Рассвета» от Зака Снайдера.
11. Итальянские классики. Здесь просто рекомендую обратить внимание на картины Марио и Ламберто Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи.
12. «Полтергейст» Тоуба Хупера, продюсером и сценаристом которого выступил Стивен Спилберг.

До кучи можно глянуть одним глазком «Детскую игру» про злобную куклу Чаки, «Омен», пародийный жутик «Битлджус» Тима Бёртона и японские страшилки («Звонок» и «Темные воды»).

Список, само собой, неполный, но с утра больше на ум ничего не приходит

Ирина Огнева, 5!Евгений Жарков, прекрасно понимаю вашу жену! Я имела неосторожность прочесть роман «Ребенок Розмари» в период беременности, причём вкупе с «Изгоняющий дьявола», они были опубликованы одной книжкой, хоть и разных авторов. Очень понравился роман (я о романе «Ребенок Розмари»), но после первого прочтения боялась даже в руки брать эту книгу, в конце — концов я её просто выкинула! Вызывало ужас само её присутствие на полке!

Евгений Жарков, просто тема большая и глубокая. Многие говорят — фи, ужасы, ничего в этом не понимая и мешая все в кучу. А список хороший. Почему-то Тима Бертона пропустила, не смотрела.

А Успенский писал, что дети нуждаются в «витамине страха». И даже исследовал пионерлагерные страшилки. Ему дети их со всей страны присылали на адрес редакции «Пионерской зорьки».

Очень понравилось!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: