Что такое гипербола

Что такое Гипербола в риторике

Гипербола (в риторике) — это стилистический приём, способ описания чего-либо с явным преувеличением, при котором кто-то или что-то представляется больше, лучше, ярче (и т. д.), чем в реальности. Например: 100 лет не виделись, горы трупов.

Слово гипербола пришло в русский язык из польского (hiperbola). Которое, в свою очередь, пришло из латинского (hyperbola — преувеличение) от греческого (ὑπερβολή) — буквально означает «бросок за пределы» (hyper — за предел, bole — бросок).

Примеры гиперболы в речи и литературе

Примеры в обиходе

Мы часто используем гиперболы в разговоре. Например:

  • миллион извинений;
  • реки крови;
  • горы трупов;
  • ждать целую вечность;
  • море слёз;
  • сто раз повторял(а);
  • напугать до смерти.

Примеры из литературы

Но и писатели любят использовать этот приём преувеличения в своих литературных произведениях. Например:

«Редкая птица долетит до середины Днепра».
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«Чуден Днепр при тихой погоде. без меры в ширину, без конца в длину. «.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«И сосна до звезды достает».
«За гремучую доблесть грядущих веков. «, О. Э. Мандельштам

Примеры гипербол в английском языке

“It was so cold, I saw polar bears wearing hats and jackets” (“Было так холодно: я видел белых медведей в шапках и куртках”);

“We’re so poor we don’t have two cents to rub together” (“Мы так бедны, что у нас нет и двух центов, чтобы потереть вместе”);

“His brain is the size of a pea” (“У него мозг размером с горошину”).

Разница между преувеличением и гиперболой

Преувеличение — это когда человек выходит за грани. Например, когда один человек ждёт другого на протяжении 15 минут и, дождавшись, он ему говорит: «Я тебя жду уже целый час!».

Гипербола же — это совершенно нереалистичное преувеличение. В нашем примере фраза была бы «Я тебя жду уже целый год!».

Тропы

Гипербола считается тропом. Троп — это выразительный оборот речи, в котором автор использует слово/выражение в переносном значении либо сопоставляет предметы и явления, которые каким-то образом переплетаются между собой по смыслу.

Главные виды тропов, которые существуют в русском языке:

  • аллегория (иносказание, выражение абстрактных идей конкретными);
  • гипербола (явное преувеличение);
  • дисфемизм (замена одного слова другим, более вульгарным);
  • ирония (скрытая тонкая насмешка);
  • каламбур (шутка с игрой разных значений одного слова либо словами, схожими по звучанию);
  • литота (сильное преуменьшение либо двойное отрицание);
  • метафора (переносное значение, сравнение и перенос с одного предмета на другой);
  • метонимия (переименование одного слова другим; существует логическая связь замены);
  • оксюморон (постановка слов противоположного значения бок о бок, создавая парадокс);
  • олицетворение (одушевление, сравнение чего-то неодушевлённого с живым);
  • перифраз (иносказание);
  • сарказм (негативная ирония);
  • синекдоха (узкое понятие заменяется более широким или наоборот);
  • сравнение (сравниваются два предмета, часто присутствуют союзы «как», «будто» и другие);
  • эвфемизм (замена социально непристойных/неудобных слов на более мягкие);
  • эпитет (прилагательное, наречие, причастие или глагол, которые выразительно описывают что-то).

Смотрите подробнее про Метафору и Эпитет.

Литота

Противоположностью гиперболе (в литературе) является литота.

Литота (от греч. litotes — простота) — это:

  • сильное преуменьшение или смягчение каких-то свойств предмета/явления (например: капля в море; тише воды, ниже травы);
  • двойное отрицание или отрицание признака, которое не характерно предмету/явлению (например: неплохой).

Эвфемизм

Эвфемизм (от греч. euphemeo — «говорю вежливо», eu — «хорошо» + phemi — «говорю») — это слово, словосочетание или выражение, которое используется для замены социально неудобных или неприемлемых слов/выражений. Например:

  • попудрить носик (сходить в туалет);
  • места лишения свободы (тюрьма);
  • отойти в лучший мир (умереть).

Гипербола как разновидность литературного тропа

Определение слова «Гипербола» имеется как в русском языке, так и в математике. Но это абсолютно разные понятия, которые не имеют ничего общего друг с другом. В математике гиперболой является кривая с двумя переменными, одна из которых является неизменной. В русском языке гипербола относится к тропам.

Литературный троп — это слово или выражение в переносном значении, используемое для создания образа и достижения выразительности текста. Очередной его разновидностью является гипербола.

Гипербола или преувеличение

Гипербола является средством усиления эмоциональной оценки. Это чрезмерное преувеличение определенных свойств, качеств, процессов или явлений, действий. С греческого «hyperbole» переводится как чрезмерность и избыток. Приставка гипер означает очень, сверх.

Чтобы понять что такое гипербола, давайте рассмотрим и проанализируем несколько примеров.

  1. Ждать целую вечность.
  2. Ребенок задушил в объятиях.
  3. Я звонила сто раз, но ты не отвечал!

Подобные выражения мы используем в повседневной речи, часто даже не задумываясь над тем, что именно оно обозначает, если разобраться. Ведь ждать целую вечность никто не может, это просто огромное преувеличение.

Гипербола в русском языке иногда может быть спутана с литотой ( тонкая, как тростинка ). Литота призвана уменьшать то, что происходит, в то время как гипербола увеличивает, раздувает и делает события огромными по масштабу.

Конечная цель гиперболы

В русском языке гипербола используется с давних времен. При этом она не просто добавляется в речь, а преследует определенные цели:

  • призвана усиливать выражения того, что сказано;
  • заостряет внимание на определенных моментах, давая понять, что рассказчик хочет сделать на этом акцент;
  • цепляет внимание, заставляя по-новому посмотреть на обыденные вещи;
  • подчеркивает личную оценку происходящего момента.

Рассмотрим на примерах, чтобы было понятней:

Сто лет тебя не видел! (означает очень давно)
Тысячу раз тебе говорила, что так делать не нужно! (В данном предложении гиперболой является фраза: «Тысячу раз», которая подразумевает большое количество раз).

Структура и свойства гиперболы

Преувеличение подразделяется на:

  • численное — тысячу лет, сто тысяч раз ;
  • образное — не виделись вечность, век ;
  • открытое сравнение — сухо во рту, как в пустыне .

Чтобы передать соответствующую окраску тексту, гиперболу смешивают с другими стилистическими приемами: сравнением и метафорами.

Часто такой прием добавляют в романтический стиль, иронию.

Примеры гиперболы в окружающем мире

Гипербола очень часто встречается нам не только в разговорной речи, но и в литературе, художественных произведениях и даже рекламе. Рассмотрим каждый поподробнее, ведь у всех имеются личные особенности.

В художественной литературе

В книгах гипербола довольна распространенная, таким образом авторы приковывают внимание и заставляют погрузиться в их мир, вот примеры преувеличений в литературе:

  • Былины. В них описывалась богатырская сила: Богатырский сон на 12 дён .
    На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек. От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
  • Сказки и песни. Для придания фантастичного и нереалистичного, преувеличения действий и поступков героев. Тише воды, ниже травы .
  • Повести и рассказы. Больше всего использовал преувеличение Н.В. Гоголь. В муку бы стёр вас всех!
  • Стихи. Одним из ярких примеров является В. Маяковский. В сто сорок солнц закат пылал…

В фантастических произведениях

Гипербола чаще всего выступает как ирония, потому что это образное средство неточно выражает действительность, преувеличивает написанное и создает немного юмористичный и комический текст.

Я поклялся до гроба ненавидеть девчонок.
Провалился в черное ничто, будто умер. (Крик петуха).

А вот у В. Крапивина появляется форма сравнения и эпитета, создавая метафору.

Бесконечная земля и чистый небосвод — тоже бесконечный.

Благодаря преувеличению в фантастике прибавляется масштабность описываемого, что просто незаменимо в данном выражении.

В повседневной жизни

Каждый человек очень часто употребляет гиперболу в разговорах, бывает, что сам того не замечая. Самые распространенные фразы:

на краю земли;
испугаться до смерти;
задушить в объятиях;
любить до безумия;
ждать целую вечность;
рукой подать.

Чаще всего человек прибегает к гиперболе в состоянии аффекта или раздраженности, преувеличивая то, что произошло.

В рекламе

Большая часть слоганов для рекламирования продукции основана на гиперболе. Ведь это беспроигрышный вариант, главная цель — привлечь клиента уникальностью предлагаемого товара, предлагая при этом минимальную стоимость. Рассмотрим обороты речи, которые чаще всего употребляются:

  • На грани возможного . (данное выражение используется при рекламе продуктов, транспорта).
  • Король (продолжение может быть любое, например, Король салатов).
  • Контроль над стихией (обувь или обогреватель).

Кроме слоганов, много внимания уделяется созданию видео. Разберем на примере рекламу шоколадного батончика Сникерс.

Ведь человек, главный герой, становится кем-то другим, потому что голоден. И начинает творить вещи, которые не привычны ему, а вот шоколад вернет все в свое русло. А слоган звучит: «Ты не ты, когда голоден».

Читайте также  Что такое нигилизм

Также можно рассмотреть самый простой прием , который со словом самый. Это тоже преувеличение, Самый большой , самый лучший , самый удобный . Или, например, на первом месте , лучший среди всех представленный .

Что помогает научиться строить гиперболы

Чтобы научится создавать собственные гиперболы, необходимо иметь большой словарный запас, понимать, как это получается и с чем можно сравнить. Такой оборот получится создать тем, кто является начитанным человеком.

Поэтому постоянно читайте, добавляя в личный словарный запас новые слова и выражения.

Лучше, если это будет классическая литература, которая дает не только представление о том, что было раньше, но и очень тонко описывает границы разумного, богата эпитетами. Только тогда получится мыслить не шаблонно, создавать оригинальные словосочетания, и вопрос о том как построить гиперболу будет снят автоматически.

Задание. Отметьте предложения, в которых используется гипербола

  1. Мы пирог испекли: вот такой ширины, вот такой высоты.
  2. Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать весь дом.
  3. Никогда бы не подумал, что ты так вырос.
  4. Такое большое дерево бывает только в сказках.
  5. Быстрый, как молния автомобиль промчался по трассе.

Преувеличение используется в первом, втором и пятом предложении. Разберем подробнее.

Пирог испекли вот такой ширины, вот такой высоты. Чаще всего, когда поется данная песенка, люди встают в круг и показывают величину, которая никак не может быть в реальности.

Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать дом. Все понимают, что две минуты пройдут очень быстро, за такое время мало что успеешь.

Быстрый, как молния автомобиль. Такого транспортного средства просто не существует, это преувеличение о том, что скорость действительно была высокой.

Без гиперболы большая часть литературных произведений была бы просто скучна, ведь намного интереснее высказаться о предмете не с техническими характеристиками, а образно описав и преувеличив способности.

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение), стилистич. фигура или художеств, приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается к.-л. признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (напр., у H. В. Гоголя: «шаровары шириной в Чёрное море»). T. о., Г. является художеств, условностью и вводится в экспрессивных целях. Г. характерна для поэтики эпич. фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (H. В. Гоголь, В. В. Маяковский). Противоположная Г. стилистич. фигура — литота.

Смотреть что такое ГИПЕРБОЛА в других словарях:

ГИПЕРБОЛА

риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях «кровь лилась ручьями», «пот катился градом». Намеренное. смотреть

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА, -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себепреувеличение для создания художественного образа; вообще — преувеличение.II прил. гиперболический, -ая, oое. смотреть

ГИПЕРБОЛА

гипербола 1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления. 2) разг. Любое чрезмерное преувеличение. 2. ж. Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).

ГИПЕРБОЛА

гипербола 1. ж. мат.hyperbola 2. ж. лит.hyperbole

ГИПЕРБОЛА

гипербола См. преувеличение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. гипербола преувеличение, гиперболизация, утрирование; троп, кривая, прием. Ant. преуменьшение, литота Словарь русских синонимов. гипербола см. преувеличение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. гипербола сущ. • преувеличение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. гипербола сущ., кол-во синонимов: 6 • кривая (56) • преувеличение (19) • прием (124) • троп (15) • фигура (112) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: кривая, преувеличение, прием, троп, фигура, фигура речи Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение. смотреть

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole), линия пересечения круглого конуса с плоскостью, встречающей обе его полости (рис. 1). Г. может быть также определена как. смотреть

ГИПЕРБОЛА

Гипербола — риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях «кровь лилась ручьями», «пот катился градом». Намеренное уничижение (называемое также мейозис) служит для вызывания комических эффектов контрастом между гиперболической формой и ничтожностью содержания.

ГИПЕРБОЛА

— плоская кривая, получающаяся в пересечении кругового конуса с плоскостью, не проходящей через вершину конуса и пересекающей обе его полости. Г. е. смотреть

ГИПЕРБОЛА

(от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. Тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изоб. смотреть

ГИПЕРБОЛА

(от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копьем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, воспевая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу — богатства Багдада!» Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов: 1) по схожести, например быстротою ветру подобны; 2) по превосходству, например снега белее, яснее ясного неба; 3) по невероятности изображаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле). Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являются метафорами (см. метафора). Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их употреблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. придают стилю выспренность, поэтому их употребляют комические поэты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д. Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказываются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки свистит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита). Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свифта, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Булгакова, К. Воннегута и др. Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений греческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех трагических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристотеля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учителей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его. один отставной сержант, Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» — грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает аналогичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был нанят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам». Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья— это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба (Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасевича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, обросшие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количеством стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него». Г. тесно взаимосвязана с аллегорией, сказкой, загадкой. Например, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как сосватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская легенда «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет течение времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., используемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они — нашу кровь лить». Тропом, противоположным Г., является литота. Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978. — С. 148—149; Деметрий. О стиле // Там же. — С. 252—259; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 151—152; Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов.— М., 1995; Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М, 1997. — С. 33—34; Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для средн. и старш. школьного возраста / Сост. В.И. Новиков. М., 1988. С. 54-57. М.И. Панов. смотреть

Читайте также  Что такое диффузные изменения головного мозга

ГИПЕРБОЛА

Гипербола – троп, заведомое преувеличение каких-то свойств, качеств, признаков объекта (предмета, процесса, явления).Г. — постоянная спутница рекламиро. смотреть

Что такое гипербола в литературе

Гипербола в литературе используется, как и остальные художественные средства, для создания яркой картины, отчётливого донесения мысли до читателя.

Гипербола – слово многозначное. В математике оно обозначает незамкнутую, состоящую из двух отдельных ветвей кривую из числа конических сечений. В литературоведении так называется стилистическая фигура. В значении, близком к литературоведческому, употребляется в повседневной бытовой речи.

  1. Гипербола как преувеличение
  2. Какими бывают гиперболы
  3. Примеры использования гиперболы в художественной литературе

Гипербола как преувеличение

Таков перевод греческого слова ὑπερβολή , послужившего источником литературоведческого термина. В его состав входит приставка гипер- , выделяемая, например, в словах гипер маркет (очень большой магазин), гипер опека (усиленная, преувеличенная опека). Русский аналог – приставка сверх- .

Гипербола относится к тропам , то есть основана на переносном значении. Преувеличиваются, гиперболизируются в литературе:

  • характеристики («Человек-гора» — характеристика Гулливера с точки зрения лилипутов),
  • персонажи (обжора Робин-Бобин из английской детской песенки, поедавший скот, предметы обихода и постройки),
  • ситуации (один из генералов в сказке Салтыкова-Щедрина с голоду откусывает орден с рубашки второго).

В повседневной речи и в художественных произведениях приём используется с целью:

  1. усиления сказанного (Бабушка навязала носков на целый батальон .);
  2. привлечения внимания, акцентирования ситуации (Иван-крестьянский сын в сказке «Бой на Калиновом мосту», пытаясь разбудить и призвать на помощь братьев, кидает в избушку по очереди обе рукавицы и шапку так, что первая выбивает окна и двери, вторая пробивает крышу, а последняя раскатывает избушку по брёвнышку.);
  3. выражения личной эмоциональной оценки (Чтобы ещё сто лет его не видеть!).

Создаваемая таким способом условность отражает видение мира человеком, воспринимающим действительность в преувеличенном виде под влиянием эмоций.

Антонимичный по значению троп – лито́та – представляет собой тоже чрезмерное, но преуменьшение, то есть как бы преувеличивается крохотность или незначительность объекта, ситуации. Мальчик, ведущий под уздцы лошадь в стихотворении Н.А. Некрасова, описан как «сам – с ноготок ». Подчёркивается маленький рост ребёнка по контрасту с большими рукавицами, сапогами, санями, лошадью и недетским занятием. Усиление же незначительности ситуации использовано Дж. Свифтом в книге о путешествии Гулливера: поводом для войны между Лилипутией и Блефуску стала непримиримая борьба партий «остроконечников» и «тупоконечников», ведущих спор о том, с какого конца следует разбивать яйцо.

Какими бывают гиперболы

По характеру преувеличения выделяются гиперболы:

  • количественные – выражаются с помощью числительных, содержат преувеличение количества, размера, сроков и т.п. ( Двести раз уже сказала – и никакой реакции!);
  • метафорические – используют образное описание (По убитым пролиты океаны слёз .);
  • лексические, в состав которых входят определённые усилительные слова (Из пылкой речи собеседника Андрей абсолютно ничего не понял.);
  • фразеологические, представляющие собой устойчивые сочетания слов (Игоря предупреждали о трудности задачи, но ему же, как обычно, море по колено !);
  • основанные на сравнении (Голос у дьякона – как труба иерихонская .).

Смешение с другими видами выразительных средств (метафорой, сравнением, иронией и пр.) приводит исследователей к мысли о несамостоятельности приёма, существовании его лишь в качестве разновидности указанных тропов. Традиционное литературоведение тем не менее выделяет гиперболу в отдельный вид.

По направленности выделяются два типа гипербол:

  1. транзитивная, то есть использованная при разговоре о стороннем лице или предмете;
  2. рефлексивная, направленная на самого говорящего.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

Эмоциональное восприятие окружающего мира человеком породило гиперболу при передаче картин, созданных накалом чувств. Фольклорные произведения насыщены примерами применения этого стилистического приёма.

Гиперболизируются сила и мощь богатырей в былинах. Илья Муромец отстоял заутреню в городе Муроме, а в тот же день к обедне намеревался прибыть в Киев. Он же при поединке закинул врага «выше леса стоячего, выше облака ходячего». Вольга Святославич с дружиной, заслышав в поле пахаря, смог добраться до него только на третий день. А сошку пахаря Микулы Селяниновича вся дружина Вольги не смогла из земли вытянуть.

Примерами из народной сказки служат общеизвестная огромная репка, которую тащат из земли всей семьёй, или рубашка, вытканная, сшитая и украшенная Василисой за ночь.

Героиня народной лирической песни намеревается слезами сад затопить, а вздохами высушить.

Более поздняя авторская литература не обходит стороной этот троп. В оде «Бог» Г.Р. Державин, показывая одновременно мощь и слабость человека, чередует гиперболы и литоты:

  • « Я царь – я раб – я червь – я бог !»

Н.В. Гоголь пользуется преувеличением как от лица персонажей (один из запорожцев в «Тарасе Бульбе» уверяет, что если польское войско поведёт в бой «вон тот пузатый», то «будет им добрая защита». Потому что « позади его упрячется всё войско , и уж чёрта с два из-за его пуза достанешь которого-нибудь копьём!»), так и от собственного, наделяя гиперболизированными чертами, например, помещиков в «Мёртвых душах».

У А.К. Толстого Поток-богатырь, натанцевавшись на пиру у князя Владимира, не смог остановиться и проплясал всю ночь, а потом, обессилев, упал и заснул « на полтысячи лет ».

Та же стилистическая фигура лежит в основе поэтической строки Б.Л. Пастернака «И дольше века длится день».

Б.Ш. Окуджава в стихотворении «Чудесный вальс» передаёт мучительную нескончаемость безответного чувства фразой « Целый век играет музыка».

Гипербола, таким образом остаётся в литературе средством создания образа и выражения эмоций автора, его лирического героя и персонажей.

Что такое гипербола?

Здравствуйте, уважаемые читатели litfest.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ. И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут. Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации. Давайте же узнаем, что такое гипербола.

  1. Гипербола — определение
  2. Для чего нужна гипербола
  3. Примеры гипербол
  4. В литературе
  5. В рекламе
  6. В политике
  7. Вместо заключения

Гипербола — определение

Само это слово греческое – «hyper­bole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

  • НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
  • ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
  • ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
  • РЕКИ КРОВИ
  • ГОРЫ ТРУПОВ
  • ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
  • ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
  • ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
  • КУЧА ДЕНЕГ
  • ПИР НА ВЕСЬ МИР
  • МОРЕ СЛЕЗ
  • НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
  • ОКЕАН СТРАСТЕЙ
  • ВЕСИТ СТО ПУДОВ
  • ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
  • ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Читайте также  Что такое звезды

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Для чего нужна гипербола

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Примеры гипербол

Текст, содержащий преувеличения, становится более ярким и выразительным. Гипербола усиливает впечатление от персонажей и их действий, а также помогает глубже раскрыть характеры и точнее передать атмосферу.

Слишком частое использование преувеличений подрывает доверие к тексту. Наиболее распространённые гиперболы давно стали штампами: из-за частого употребления они утратили выразительный потенциал и больше не производят должного эффекта. Чтобы придать тексту яркость, необходимо придумывать новые, авторские преувеличения или неожиданно преподносить старые.

В литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

  • Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
  • На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
  • Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
  • Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
  • Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

  • «Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

  • Редкая птица долетит до середины Днепра.
    Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

  • В муку бы вас все стер! (Городничий)
    Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

В рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

В политике

Предвыборные обещания политиков часто бывают невыполнимыми. Неудивительно, что их часто выражают при помощи гипербол. Самый распространённый пример – обещание благосостояния для всех и каждого.

В политической риторике художественное преувеличение также может применяться, чтобы разрядить обстановку или создать неформальную атмосферу. Президент США Джон Кеннеди встретил лауреатов Нобелевской премии в Белом доме шуткой, основанной на преувеличении:

«Я думаю, это самое необычное собрание человеческих талантов и умов в Белом Доме за исключением тех времена, когда Томас Джефферсон обедал здесь в одиночестве».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели. Называется такой прием «литота».

Читайте также: Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза. Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь узнаем метафора что такое.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: