Что такое галера

Значение слова галера

Словарь Ушакова

гал е ра, галеры, жен. (итал. galera) (ист.).

1. Старинное гребное многовесельное судно.

2. только мн. В старину в Зап. Европе — принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

европ. военное парусно-гребное судно VII—XVIII вв. с острым носом. Создано венецианцами. Гребцами были рабы, преступники, военнопленные. В Испании и Франции работа в качестве гребцов на галерах считалась одним из видов каторжных работ.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, ы, ж.

Старинное многовесельное гребное военное судно, на котором гребцами были невольники.

* Схватили их [Козаков] турки у самого Трапезонда и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. // Гоголь. Тарас Бульба // *

Военно-морской Словарь

военное гребное судно, получившее наибольшее распространение в средневековье. Имели один ряд весел (по 4-б гребцов на весло), таран, метательные машины, арбалеты, позднее пушки. В русском флоте появились при Петре 1

Морской словарь

гребно-парусное, двух — трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех — четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Деревянное многовесельное военное судно.

* Отправить рабов на галеры *

|| прил. галерный, -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

(итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек.

Словарь Ожегова

ГАЛЕРА, ы, ж. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к-ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры.

| прил. галерный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Старинное гребное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами были
рабы, пленные или каторжники.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры знач. ссылка в каторгу.

Суда или барки, по Днестру, поныне иногда зовутся галерами; это неуклюжие, плоскодонные дощаники, до 12 саж. длины, служащие и паромами. Галерный, к галерам относящийся. Галерная печь, горн. перегоночная, из которой по бокам выходит целый ряд труб, как галерные весла, а к ним примыкают приемники. Галиота ж. стар. малая галера Средиземного моря. Галиот м. купецкое небольшое судно, прибрежный галиот, двухмачтовый и острокильный; речной (ладожский, мариинский), одномачтовый, поднимает до 12 тысяч пудов. Галиотный, до галиота относящийся. Галиотчик м. хозяин или шкипер галиота. Галеас, гальяс стар. большая галера. Галион м. испанское судно, служащее напр. для доставки золота из Америки. Гал(л)ерея ж. длинный ход вдоль или вокруг здания, по земле или на столбах, крытый или нет, отличающийся от коридора, или переходов тем, что не заключается в двух стенах.

Помост с перилами.

Места в театре над ложами, или навес со скамьями, для зрелища.

Длинная комната или ряд покоев, для помещения собрания каких-либо замечательных предметов, напр. картин.

морск. обходы по бортам корабля, внутри, на кубрике, для осмотра течи и повреждении.

Балкон или площадка с перилами на корме, у капитанской каюты; кормовая часть каюты этой.

Подземные боковые ходы в рудниках и при осадных работах. Галерейный, до галерея в разных знач. относящ.

Большая Советская Энциклопедия

(итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Имело длину 40≈50 м, ширину около 6 м, осадку около 2 м и один ряд от 16 до 25 пар весел. На каждое весло приходилось 5≈6 гребцов-невольников, прикованных к ножным упорам, весь экипаж с воинами составлял около 450 чел. Г. развивала скорость в тихую погоду до 7 узлов (13 км/час), имела 2 мачты с косыми парусами и с 14 в. пушечное вооружение ≈ 5 орудий. В носовой части имелся надводный таран. Г. были приняты во флотах всех стран. В России Петром I в конце 17 в. был создан галерный флот, который развивался параллельно с парусными кораблями до конца 18 в. На русских галерах гребцами были солдаты (см. также Гребной флот ).

Значение слова галера

Галера в словаре кроссвордиста

галера
  • Военное гребное судно, применяемое до 18 в.
  • Большое гребное судно в древние и в средние века.
  • Деревянное гребное военное судно.
  • Большое многовесельное парусное военное судно длиной более 50 метров; на каждое весло сажали несколько человек, обычно невольников или каторжников, поэтому современники называли галеру каторгой

галера — боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла. В узком смысле слова галерами назывались известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна с одним рядом вёсел и одной-двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение, которые впоследствии получили распространение по всей Европе.

ж.Гребное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами были рабы, пленные или каторжники.

Большой современный толковый словарь русского языка

ит. galera) старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры — каторга.

Новый словарь иностранных слов

ж. Старинное гребное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами были рабы, пленные или каторжники.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры знач. ссылка в каторгу. | Суда или барки, по Днестру, поныне иногда зовутся галерами; это неуклюжие, плоскодонные дощаники, до 12 саж. длины, служащие и паромами. Галерный, к галерам относящ. Галерная печь, горн. перегоночная, из которой по бокам выходит целый ряд труб, как галерные весла, а к ним примыкают приемники. Галиота жен. , стар. малая галера Средиземного моря. Галиот муж. купецкое небольшое судно, прибрежный галиот, двухмачтовый и острокильный; речной (ладожский, мариинский), одномачтовый, поднимает до 12 тысяч пудов. Галиотный, до галиота относящ. Галиотчик муж. хозяин или шкипер галиота. Галеас, гальяс стар. большая галера. Галион муж. испанское судно, служащее напр. для доставки золота из Америки. Гал(л)ерея жен. длинный ход вдоль или вокруг здания, по земле или на столбах, крытый или нет, отличающийся от коридора, или переходов тем, что не заключается в двух стенах. | Помост с перилами. | Места в театре над ложами, или навес со скамьями, для зрелища. | Длинная комната или ряд покоев, для помещения собрания каких-либо замечательных предметов, напр. картин. | мор. обходы по бортам корабля, внутри, на кубрике, для осмотра течи и повреждении. | Балкон или площадка с перилами на корме, у капитанской каюты; кормовая часть каюты этой. | Подземные боковые ходы в рудниках и при осадных работах. Галерейный, до галерея в разных знач. относящ.

[ит. galera]старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры — каторга.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами обычно были каторжники Сослать на галеры.

Словарь русского языка Ожегова

(итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек.

Современный толковый словарь, БСЭ

галера ж. Старинное гребное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами были рабы, пленные или каторжники.

Толковый словарь Ефремовой

галеры, ж. (ит. galera) (истор.).

1. Старинное гребное многовесельное судно.

2. только мн. В старину в Зап. Европе – принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Имело длину 40-50 м , ширину около 6 м , осадку около 2 м и один ряд от 16 до 25 пар весел. На каждое весло приходилось 5-6 гребцов-невольников, прикованных к ножным упорам, весь экипаж с воинами составлял около 450 чел. Г. развивала скорость в тихую погоду до 7узлов (13 км/час ), имела 2 мачты с косыми парусами и с 14 в. пушечное вооружение — 5 орудий. В носовой части имелся надводный таран. Г. были приняты во флотах всех стран. В России Петром I в конце 17 в. был создан галерный флот, который развивался параллельно с парусными кораблями до конца 18 в. На русских галерах гребцами были солдаты (см. также Гребной флот ).

Читайте также  Что такое романтика

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

парусно-гребное многовёсельное судно, преимущественно ходящее на вёслах; в узком смысле — парусно-гребной корабль с характерным узким, длинным корпусом, одним рядом вёсел и косыми парусами тяжёлая работа, каторга метод деления, устаревший метод записи арифметической операции. В настоящее время чаще употребляется как словосочетание метод галеры.

Но в целом, галеры средиземноморских держав строились по общим принципам, если не считать таких исключений, как galia grosse («большая галера » или более точно «торговая галера »).

Меж тем как он разгуливал взад и вперед по берегу, в гавани пристала галера , галера была венецианской, паломники ходили на ней морем в Иерусалим.

Мы прошли сквозь шведов, как огонь сквозь дрова; только тем и спаслись, стольник, что борты у нас низкие – галера к воде жмется, а фрегаты в нас бить во всю мочь не могут, друг друга побить боятся… И шли мы, государь мой, через огонь и дым и окружили шведов своими галерами .

Более того, вокруг галеры образовалось озерцо спокойной воды с ровной, словно очерченной циркулем границей, стих бешеный вой ветра… По-прежнему бесновались волны, ветер нес рваные клочья пены, но галера замерла.

Так, галера и паровое судно характеризуются общей способностью передвижения независимо от ветра, хотя и не в равной мере, но по крайней мере в двух пунктах они различаются, и при обращении к истории галер за уроками для боевой тактики паровых судов различие это надо иметь в виду столько же, сколько и сходство, иначе могут быть сделаны ошибочные выводы.

Среди руин изувеченного тела, напоминавшего пробитый корпус колодрианской военной галеры , – только ни одна галера , ни даже десять, если их составить в ряд, не будут такой длины, как те останки, – лежал в уютном углублении какой-то другой, гораздо более компактный предмет.

Таким образом галера и паровое судно имеют одну общую характерную черту, хотя она присуща им и не в равной степени; но по крайней мере в двух пунктах они существенно различаются между собой и при обращении к истории галер за уроками для поведения военных паровых кораблей различие между ними надо иметь в виду столько же, сколько и сходство, ибо иначе могут быть сделаны ложные выводы.

В речи по случаю вручения премии этот удивительный человек, характеризуя свою жизненную позицию, заявил, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, а при этом галера провоняла селедкой, на ней многовато надсмотрщиков и, помимо всего прочего, выбран неверный курс».

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА (итал. galera), деревянное гребное воен. судно, созданное в 7 в. венецианцами. Имело длину 40-50 м, ширину ок. 6 м, осадку ок. 2 м и один ряд от 16 до 25 пар вёсел. На каждое весло приходилось 5-6 гребцов-невольников, прикованных к ножным упорам, весь экипаж с воинами составлял ок. 450 чел. Г. развивала скорость в тихую погоду до 7 узлов (13 кмас); имела 2 мачты с косыми парусами и с 14 в. пушечное вооружение-5 орудий. В носовой части имелся

надводный .таран. Г. были приняты во флотах всех стран. В России Петром I в кон. 17 в. был создан галерный флот, к-рый развивался параллельно с парусными кораблями до кон. 18 в. На рус. галерах гребцами были солдаты (см. также Гребной флот).

Смотреть что такое ГАЛЕРА в других словарях:

ГАЛЕРА

(итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Имело длину 40—50 м, ширину около 6 м, осадку около 2 м и один р. смотреть

ГАЛЕРА

галера ж. Старинное гребное военное судно, на котором в Западной Европе гребцами были рабы, пленные или каторжники.

ГАЛЕРА

галера ж. ист.galley ссылать на галеры (вн.) — send* / condemn to the galleys (d.)

ГАЛЕРА

галера сущ., кол-во синонимов: 9 • бирема (2) • галеида (1) • галёра (1) • каик (5) • корабль (101) • скампавея (3) • судно (401) • трирема (4) • фуста (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бирема, галеида, каик, корабль, скампавея, судно, трирема, фуста. смотреть

ГАЛЕРА

3 0 5 — 3 1 1 гг. Галерий (император-соправитель, 305—11 гг.) родился около 250 г. Согласно анонимной Epitome (дословно —»извлечение «), которая в данном случае предпочтительней сведений Евтропия, он происходил из деревни, расположенной неподалеку от Флоренцианы в Дакии Прибрежной (Верхняя Мезия). Его отец был крестьянином, а его мать, Ромула, в честь которой он назвал место своего рождения Ромулианом, переселилась сюда с противоположного берега Данувия. Свою жизнь он начал скотоводом, но при Аврелиане и Пробе служил солдатом, а в правление Диоклетиана выбился в старшие командиры. После образования в 293 г. тетрархии Галерия назвали цезарем в Никомедии (при Констанции I), и он принял имя Гай Галерий Валерий Максимиан. Он, как и Диоклетиан, стал называть себя Иовием, а кроме того, женился на его дочери, Галерии Валерии, разведясь для этого со своей прежней женой. Территория, отошедшая к Галерию, включала в себя Иллирик и остальные земли на Балканах, а также, по-видимому, западные провинции Малой Азии. Сразу же после того, как Галерия назначили цезарем, его послали на данувийскую границу. В 294 и 295 гг. он был вынужден внимательно следить за перемещавшимися в западном направлении готами; в следующие два года он боролся против сарматов и маркоманнов; племя карпов в это время целиком переселилось на территорию Империи и осело в Паннонии. В Аквинке, в Нижней Паннонии, и в Бононии Манате, в Дакии Прибрежной, он воздвиг укрепления, а северную часть Нижней Паннонии превратил в провинцию, которую назвал Валерией — по имени своей жены. Помимо этого он занимался освоением земель, предприняв строительство канала от озера Пелсон до Данувия. По некоторым сведениям, Галерий получал от этих полезных начинаний мало удовольствия, ибо видел, что его соправителям при меньшем усердии достается больше славы. В 296 г. у него появилась возможность отличиться, когда Диоклетиан призвал его для отражения серьезной угрозы со стороны Персии. Сасанидский царь Нарсе, который вступил на престол тремя годами ранее, воспользовавшись тем, что Диоклетиан был занят подавлением восстания в Египте, объявил войну и вторгся в римскую провинцию Сирию. Галерий переправился через Евфрат у Никифория Каллиникского, не имея достаточно сил, и потерпел жестокое поражение, после чего Рим потерял всю провинцию Месопотамию. Однако предание о том, будто Диоклетиан в наказание подверг его публичному унижению, заставив пройти перед своей колесницей в пурпурном императорском плаще, скорее всего, вымышлено. Как бы то ни было, на следующий год Галерию выпала возможность исправить свою неудачу. Укрепив и пополнив войско, он вступил в Армению и разбил персов, захватив огромную добычу, в том числе царский гарем, который размещался в Ч Дафне неподалеку от Антиохии. Затем он двинулся дальше и захватил саму столицу, Ктесифонт. Царь отправил к нему посла с поручением добиться того, чтобы Рим и Персия взаимно признали друг друга великими державами. Галерий заметил, что это поручение весьма отличается от прежних воинственных заявлений Персии. Уже в 298 г. имперский посланник, Сикорий Проб, встретился с царем Нарсе посреди реки и заключил с ним договор. Месопотамия, к которой присовокупили земли за Тигром, признавалась территорией Империи, а Армения отныне считалась находящейся под римским покровительством. В обмен на это Нарсе получил обратно гарем. Считается, однако, что Галерий стремился к продолжению похода против Персии и потому неодобрительно отнесся к договору. С этого времени Галерий, по-видимому, стал оказывать более сильное влияние на политику Диоклетиана. В частности, есть все основания согласиться с мнением Лактанция о том, что указы о преследовании христиан были изданы по его наущению. Его мать, Ромула, —бывшая крестьянка —была ревностной приверженицей местных языческих культов, а его наступление на христианство получило восторженную поддержку не только со стороны жрецов, служивших оракулу Аполлона, но и от философов-неоплатоников. После оглашения первого указа в императорском дворце в Никомедии, где жил Галерий, один за другим произошли два пожара, после чего он, дабы обеспечить свою безопасность, демонстративно покинул город, заявив, что эти поджоги —дело рук христиан (хотя те утверждали, что он сам поджег дворец). Как полагают, именно Галерий впоследствии уговорил больного Диоклетиана издать в 304 г. четвертый указ о преследованиях Христиан, настояв, чтобы всех верующих принудительно заставляли участвовать в языческих жертвоприношениях и возлияниях. Занимая пост цезаря, Галерий основал свою столицу (и новый монетный двор) в Фессалонике, занимавшей стратегически важное место на Via Egnatia —основном пути римлян из Италии к фракийскому Босфору и далее в Малую Азию. К уже существовавшему городу Галерий пристроил новый дворцовый квартал. Два больших зала, составляющих часть дворца, были обнаружены в результате раскопок. Один из них, восьмиугольной формы, служил преддверием улицы для торжественных шествий. Она начиналась от перекрестка, над которым возвышалась тройная арка Галерия, представлявшая собой купол на четырех столбах, украшенных барельефами в честь победы над персами. Отсюда торжественный путь вел к ограждению, за ним располагалось круглое здание, где ныне находится церковь святого Георгия, но первоначально, по-видимому, оно предназначалось для мавзолея Галерия и было роскошно украшено скульптурами под мрамор и мозаикой. Раскопки позволили обнаружить еще один его дворец в Дакии Прибрежной (Верхняя Мезия), на том месте, где ныне расположен город Гамзиград (на востоке Югославии). После отказа от власти Диоклетиана и Максимиана Галерия возвели в ранг августа, из-за чего он перенес столицу из Фессалоники в Никомедию. Формально он стоял ниже своего соправителя, Констанция I Хлора, но обладал большей властью, поскольку под его непосредственным управлением находились Балканы и Малая Азия, а оба новых цезаря, Север II и Максимин II Даза, были его сторонниками. Он согласился вернуть Констанцию его сына Константина, до того времени находившегося при нем. В 306 г. Констанций умер; вместо него Галерий назначил августом Севера и возвел Константина в ранг цезаря. Но Максенций, сын Максимиана, не согласился с подобным распределением должностей и сам провозгласил себя августом в Риме. Он отразил наступления сначала Севера, а потом и самого Галерия, который дошел вплоть до Интерамны, но был вынужден отступить по причине массового дезертирства. Эти неудачи стоили Северу жизни. В 307 г. Галерий лишился последней опоры на Западе, хотя в следующем году на совещании действующих и бывших первых лиц Империи в Карнунте он сумел устроить так, чтобы вместо Севера августом сделали его ставленника, Лициния. В 311 г. Галерий, готовясь к празднованию двадцатой годовщины пребывания у власти, усиленно занимался сбором налогов, дабы оплатить расходы. Он намеревался отказаться от власти (по некоторым сведениям, в пользу своего незаконнорожденного сына Кандидиана, помолвленного с младшей дочерью Максимина II Дазы). Но внезапно тяжелая болезнь (возможно, рак простаты) сразила его. 30 апреля, лежа больным в Никомедии, он вместе с соправители издал указ о прекращении преследований христиан, ответственность за которые в значительной степени лежала на нем. Галерий и его соправители приказывали наместникам провинций предоставлять членам церкви свободу отправления культа, а кроме того, верующие по закону получали признание и терпимое к себе отношение, в том числе право на совместные богослужения. За это они были «обязаны просить своего Бога о нашем благополучии, а также о благополучии государства и своем собственном». Выдвигаются различные предположения о причинах, побудивших Галерия столь резко изменить свои взгляды. Христианские авторы утверждают, что Бог наслал на него тяжелую болезнь, которую они описывают со всеми отвратительными подробностями. Другие считают, что указ обязан своим появлением Лицинию или Константину, а может быть, и жене Галерия, Галерии Валерии, которая, как известно, исповедовала христианскую веру (как и ее мать, Приска, вдова Диоклетиана). Наиболее вероятная причина заключается в том, что Галерий и сам понял, что гонения потерпели неудачу. Построить унифицированное государство, уничтожив независимость христиан, так и не удалось, напротив, они только укрепились в своей вере и в следовании своему образу жизни, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения. Всего через несколько дней после этой резкой смены политики император скончался и был обожествлен. Однако его похоронили не в мавзолее, воздвигнутом им в Фессалонике. Останки Галерия перенесли на его родину, в Ромулиан, украшению и расширению которого он немало поспособствовал. Его смерть явилась последним ударом по уже давно давшей трещину тетрархии Диоклетиана, державшейся до сих пор лишь благодаря Галерию. О характере Галерия судить трудно, поскольку христианские авторы всячески поносят его как главного подстрекателя гонений, несмотря на то, что на смертном одре он изменил свое отношение к их вере. Отчасти у них есть для этого основания, поскольку карательные меры не только были крайне бесчеловечными, но и не вели к поставленной цели. Галерий заслуживает уважения тем, что в конце концов это понял и предпринял соответствующие шаги. Судя по всему, он обладал строгими моральными устоями. По сути дела, это был честолюбивый, хоть и малообразованный человек, который умел только действовать. Кроме того, он, как и все основные тетрархи, был превосходным полководцем: поначалу он потерпел поражение в войне с персами, но своим упорством преодолел неудачу и превратил ее в триумфальный успех. смотреть

Читайте также  Что такое этикет

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА, тип воен. судна, появившийся ок. VII в. после Р. Х. Г. имела один ряд весел, форштевень ея б. вооружен длин. надвод. тараном, благодаря к-рому . смотреть

ГАЛЕРЫ

История парусного флота незыблема! Все нарисовано, всем все известно, все всё знают! Еще в древнем Египте и Риме… Венецианци и Финикийцы, Голладнцы и викинги все смело бороздили просторы Океана, покоряли Америки и прочие Африки.
Поставил парус по ветру и вперед! А если ветра нет? Не беда – весла в воду и тоже вперед, прямиком в Америку или еще куда.
Все знают, что такое галера – гребное транспортное судно или военный корабль. В древности рабы умирали на галерах, даже фраза появилась и дошла до наших дней из глубин веков – работать как раб на галерах!
Мы себе представляем галеры такими, так нас учили в школе.

Да так оно и есть на самом деле такими и были галеры, но есть оказывается одно но! Галера это только лишь одна из разновидностей парусно – гребного судна. Оказывается галеры спокойно дожили аж до 20 века без всяких изменений внешнего вида и содержания. Одна из знаменитых галер спокойно пролежала в Казани, на ней Екатерина 2 по Волге прибыла в Казань, а галера дожила практически до наших дней только стекла слегка побили.
Галера «Тверь»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D0%B3%D0%B0%D 0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0)

Вот еще галера на праздновании 200-летия Санкт Петербурга.

Вот китайские галеры в начале 20 века.

Но самое интересное оказывается основная масса кораблей которые мы привыкли считать чисто парусными были парусно – гребные, все эти фрегаты и коравеллы до средины 19 века имели весла, гребную палубу где на банках (скамейки для гребцов) сидели галерные рабы, были они действительно рабы или вольные пираты вопрос второй.
Вот например гордость Российского флота фрегат «Орел» был парусно – гребным!

То что мы привыкли видеть на картинах – гордый парусник с поднятыми парусами рассекающий волну – это его походное положение так сказать, на воле волн и ветра.

Дело в том, что например в гавани защищенной от ветра и волн корабль вооруженный только парусами может в безветрии остаться не подвижным и будет не управляемым. До появления паровых буксиров корабли в гавани передвигались на веслах. Если это небольшое торговое судно – то сами гребли, если это был линейный корабль – то спускали шлюпки на воду и гребли матросы, эдакий гребной буксир. . -)))
Ясное дело если есть подходящий ветер то на малых парусах можно подойти близко к берегу, на шлюпке завести швартовочный конец и докеры (бурлаки) заведут корабль на стоянку вдоль причала.
В походном состоянии у парусно-гребных судов илюминаторы через которые гребли плотно задраивались.
Помню из детства мне попалась информация что даже на крейсере «Аврора» были гребные весла на крайний случай, так же как и парусное вооружение. Ну про паруса понятно, а вот про весла сейчас я ни какой информации не нашел!
Первые военные корабли с паровым ходом по старинке и не особо надеясь на запасы угля и прочность машины оснащались парусами, мачты могли быть съемными и разборными, но еще в начале 20 века они были!
Но вернемся в «древность». Многие корабли имеющие очень громкие названия и известные нам по фильмам и книжкам про пиратов – галеоны, фрегаты, коравеллы имели гребные весла, просто об этом не принято говорить, но если копнуть глубже все так и есть!
Вот например парусно гребной корабль – галеот. Галеон просто немного больше и то же был парусно гребной.
http://ic.pics.livejournal.com/vaduhan_08/73269170/2219950/2219950_original.jpg

Вот гордость и флагман испанского флота «Реал» парусно-гребное судно, военно-морской музей Барселоны, говорят что это реконструкция, но как то не внятно…

Судя по тому как сохранились галеры у нас это может быть вполне оригинал, но только не 16 века как пишут, а 19 века.
Меня несколько удивило название косого паруса – латинский, в китае например такие паруса любят то сих пор. Но это наверное не от хорошей жизни.

То есть история мореплавания и прогресса в парусном вооружении очень сильно растянута, мы видим в 19 веке все те суда и паруса которые нам описывают историки с самых глубоких древностей.

А вот такие корабли это уже вторая половина 19 века! На фото линейный корабль. Но даже такой корабль мог взять на борт пассажирами от силы 200 человек и ходу до америк несколько месяцев в тяжелейших условиях.
Как же в 17 веке заселяли испанцы и португальцы латинскую америку, а англичане северную? Ведь для заселения и колонизации, да такой, что в средине 19 века на западном (. ) побережье в Калифорнии были уже крупнейшие города Сан Франциско, ЛОс Анжелесс, нужно было обогнуть обе америки через мыс Горн или Магеланов пролив, что для парусных судов до сих пор считается чуть ли не подвигом.
Считается, что до создания Панамского канала суда в Калифорнию ходили огибая Америки, считается что для постройки транс континентальной железной дороги Запад – Восток, рельсы и паровозы возили огибая америки, год! Логистика освоения Америки вызывает очень большие вопросы, на которые я ответить пока не могу! Надо особо отметить что Западное побережье Южной америки густо населенное причем давным давно испано говорящими белыми людьми.

История галер

Происхождение галер идет от судов античного периода. Они появились в VII веке на Средиземном море, откуда распространились далеко на север. Это были низкобортные узкие быстроходные гребные суда, снабженные также парусами, игравшими вспомогательную роль. По величине галеры разделялись на обычные (25 банок) и командирские (26—36 банок).

Осадка колебалась в пределах 1,75—1,9 метра, водоизмещение около 200 тонн. Набор состоял из киля, шпангоутов, наружной и внутренней обшивок. Форма ее поперечного сечения была своеобразна — она была более широкой у палубы в целях возможности применения длинных весел.

Нос галеры заканчивался длинным прочным тараном. В передней части находилась платформа, на которой размещалась основная артиллерия. Первоначально это были метательные машины, бросавшие камни, трубы для греческого огня, а позднее — пушки. В центре платформы без колес на станках была установлена пушка большого калибра 36—40 фунтов, а по бокам ее — два, четыре или шесть меньших орудий (8-фунтовых), стрелявших по ходу судна. По бортам галеры на поворотных вертлюгах располагались мелкие орудия. В XVI веке над платформой стали устраивать помост, на котором перед боем концентрировались солдаты. За пушками, во всю длину от носа до кормы галеры, тянулся невысокий проход, так называемая «куршея». С нее велось управление парусами, здесь же прогуливались офицеры галеры.

Корма была занята беседкой капитана, состоявшей из ряда деревянных дуг, покрытых сверху шелковой или парчовой тканью. Из щегольства старались, чтобы концы ее, богато украшенные золотыми кистями, волочились по воде. Поперек галеры укладывали ряд брусьев, выступавших за борт в виде кронштейнов и соединенных продольным настилом. На краю его проходил брус, на который опирались весла гребцов и были укреплены стойки для поручней и матерчатого обвеса.

Читайте также  Что такое эклектика

Первоначально они управлялись с помощью боковых весел, но с XIII века на них, как и на парусных судах, стали подвешивать к ахтерштевню руль. Палуба галеры отличалась значительной погибью, а глубина трюма колебалась в пределах 2—3 метров. Закрытые помещения имелись только для капитана и офицеров; в случае непогоды для гребцов натягивали парусиновый тент.

Галера внутри разделялась на ряд помещений, соединенных между собой и имевших специальные люки на палубу. В кормовой части находилась каюта капитана, в которой еле умещалась его кровать. Далее шли: помещение для военного совета, кладовая для капитанской провизии, камеры для хлеба, сухарей и зерна, каюты офицеров, кладовая для воды и вина, шкиперская и лазарет. Запасов провизии и воды хватало лишь для ближнего плавания.

Сначала галеры имели одну съемную мачту, но позже их число возросло до двух и трех. С боков мачты удерживались вантами и несли косые латинские паруса. Грот-мачта высотой 18—24 метров помещалась близ середины судна, а фок-мачта 14,5— 19,5 метра, располагалась на носу и была смещена относительно диаметральной плоскости, чтобы дать место главной пушке. Реи по длине составлялись из двух деревьев, скрепленных вулингами. Имелись два комплекта парусов (больших и малых) для применения в зависимости от силы ветра. В некоторых редких случаях на передней мачте ставили прямой парус.

Перед боем паруса убирались, мачты снимались, и сражение проводилось на веслах. При этом старались протаранить судно противника или, если это оказывалось невозможным направляли свою галеру носом вдоль борта враждебной, чтобы переломать ей весла. Свои же весла со стороны, обращенной к неприятелю, заблаговременно убирались. Потом начинался абордаж, причем исход боя часто решал результат поединка обоих капитанов.

Скамьи (банки) гребцов размещались по обеим сторонам куршеи под некоторым углом к ней. Под банками находились ступени, к которым приковывали левые ноги гребцов, и доски для упора при гребле. Первоначально каждым веслом управлял один гребец. Такие галеры назывались по-итальянски «галеры-зензили». Однако с XVI века весла стали настолько длинны (12—15 метров) и тяжелы, что на одно из них потребовалось ставить от трех до семи гребцов. Галеры этого типа стали называться «галеры-скалоччио».

Для удобства гребли к валькам весел приделывали деревянные скобы по числу гребцов. Сама выделка весел требовала особых предосторожностей: их изготовляли из одного древесного ствола, обычно букового. Ствол не распиливали, чтобы не рассекать его волокон, а раскалывали клиньями, и применяли материал без сучков и трещин. Галера ходила быстро в том случае, если первое весло заносилось далее места, где перед тем опускалась лопасть шестого весла. Хорошо обученная команда делала в минуту 26 взмахов весел, что обеспечивало скорость 6—7 узлов. В обычных условиях гребла только часть галерников, а другая отдыхала от этого изнуряющего труда, часто не прекращавшегося 10—12 часов. Гребцы подчинялись своему начальнику (комиту или аргузину) и двум его помощникам, которые поддерживали железную дисциплину среди галерников, руководя четкой греблей. Организация службы на галерах была очень сурова и своеобразна.

Гребцов было от 100 до 500 человек. Помимо их, экипаж галеры состоял из вольнонаемных матросов, управлявших парусами, и отряда (40—80 человек) солдат, пушкарей и арбалетчиков, предотвращавших заодно и угрозу мятежа галерников.

Кроме военных, существовали также купеческие галеры, снабженные 2—3 мачтами, из которых передняя несла на себе прямой парус. Весла, обычно 15—17 пар, размещались не
по всему борту, а между носом и средней мачтой. Число гребцов было по 3—4 человека на весло. В некоторых случаях галеры оборудовались второй палубой, поднятой на пиллерсах. Значительная часть купеческих галер принадлежала Венеции и Генуе.

Сохранилось описание маршрута плавания их из Венеции во Фландрию, который проходил исключительно в виду берегов и занимал при благоприятном стечении обстоятельств 8 месяцев, а в худшем случае — полтора и два года. Само собой понятно, что использование галер ограничивалось только доставкой пряностей и предметов роскоши, получаемых из стран Ближнего Востока. Интересно отметить, что в ряде средиземноморских республик — Венеции, Генуе, Анконе, Дубровнике, Барселоне — еще в XIII—XIV веках были разработаны законодательства об определении надводного борта судов и нанесении грузовых марок. Это должно было предотвращать перегрузку, которая способствовала бы снижению скорости судов и тем самым захвату их пиратами. Грузовые марки имели вид трех железных крестов, укрепленных по прямой линии на носу, миделе и корме.

Галерные флоты были особенно распространены на Средиземном море. Их имели Венеция, Генуя, Франция, Испания, Мальта, Турция, Алжир и Тунис. В арсенале Венеции строительство галер велось чуть ли не поточным методом. Однако и Норвегия, Швеция, Англия с XII века сооружали суда этого типа, хотя в условиях северного мореходства они не могли быть столь эффективны.

Галеры нашли широкое применение и в русском военном флоте. Первая галера-прототип была построена в Голландии в 1695 году и доставлена в Москву, чтобы послужить образцом для галерной флотилии, сооружаемой в Воронеже, позднее вместе с парусными судами они обеспечили успех второго похода и завоевание Азова.

Петр I организовал массовое строительство галер в основанном им Петербурге в устье Невы. Здесь русскими кораблестроителями был разработан новый тип небольших галер, так называемых скампавей, особенно пригодных для условий войны в скалистых узкостях и на мелководье. Скампавей строились длиной до 30 метров, имели 12—15 пар весел, две мачты с латинскими парусами и были вооружены 1—2 пушками малого калибра. При десантных операциях на них помещалось до 150 солдат-пехотинцев, служивших одновременно гребцами.

27 июля 1714 года при Гангуте произошло первое крупное морское сражение между русским галерным флотом (в числе 99 галер) и судами шведского контр-адмирала Эрншильда. После кровопролитного боя все 10 шведских кораблей были захвачены, а Эрншильд взят в плен.

Битва при Гангуте

В дальнейшем галеры были заменены гребными канонерскими лодками и парусными судами с прорезанными в бортах портиками для выкидывания весел при штиле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: