Что такое эвристический метод обучения

Эвристический метод. Формы эвристического обучения

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  2. Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
  3. Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
  4. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  5. Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Эвристический метод обучения
статья

Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы.

В настоящее время одним из популярных методов является эвристический метод обучения. Теоретическое основание эвристического обучения связано с эвристикой – наукой о создании нового.

Скачать:

Вложение Размер
Для педагогов и родителей 15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристический метод обучения

Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы.

В настоящее время одним из популярных методов является эвристический метод обучения. Теоретическое основание эвристического обучения связано с эвристикой – наукой о создании нового.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно, как самостоятельный тип обучения оформился только в 90-е годы XX века благодаря исследованиям Андрея Викторовича Хуторского и его научной школы.

Обучение, основанное на эвристическом методе – это непрерывное открытие нового. Это связано с тем, что педагог не дает детям готовые знания, а предоставляет им объект, информацию о котором они должны найти самостоятельно и овладеть ей.

В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п.

В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка непредсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.

Смысл эвристического обучения состоит не столько в передаче ученику опыта или знаний прошлого, сколько в приобретении им собственного опыта познания.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Эвристические методы — собственно те, которые позволяют генерировать необходимый результат. Приведём их примеры.

Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в творчество писателя или художника.

Метод «вживания». Ребенок пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).

Метод символического видения. Дети наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).

Метод образного видения. Дети слушают музыку и пытаются нарисовать те образы, которые они увидели.

Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).

Метод «Если бы…». Дети рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).

Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.

Эти и другие методы эвристического обучения можно успешно применять в работе с дошкольниками, педагогами, а также с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз.

методы обучения плаванию.

Наше время богато разнообразием доступной информации, количество источников информации и областей ее применения столь велико, что уже не достаточно обладать статическим базовым набором знаний и умений.

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был и.

Материал полезный, интересный, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления, речи. Может быть использован на занятиях, в играх, в совместной деятельности с детьми во всех возрастных г.

Опыт работы «Эвристические методы в математическом развитии дошкольников&quot.

Эвристический метод обучения

  • Что такое эвристический метод
  • История создания метода
  • Виды эвристических методов
    • Метод проб и ошибок
    • Метод коллективного поиска
    • Метод синектики
    • Метод личной аналогии (эмпатии)
    • Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
    • Функциональный анализ
    • Метод эвристических вопросов
    • Метод свободных ассоциаций
  • Области применения методов эвристики

Что такое эвристический метод

Эвристический метод — это способ открытия нового.

Чаще всего об эвристическом методе говорят в связи с обучением, так как во время него человек открывает что-то новое для себя. Но это не единственная сфера. Учёные различных областей часто прибегают к методам эвристики в своих исследованиях. Суть их заключается в том, что для решения поставленной задачи используются все возможные способы и пути. Среди множества предложенных вариантов находится оптимальный. Зачастую в эвристической методике прибегают к прогнозированию или выстраиванию модели искомого.

История создания метода

Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». В дальнейшем принципы эвристического метода описывали в своих трудах античные учёные Папп и Архимед.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В средние века незаслуженно забытый эвристический метод был вновь открыт благодаря трудам Г. Галилея, Ф. Бэкона и Г. Лейбница. Более тщательно этот вопрос изложил математик из Чехии Больцано в своей книге «Наукоучение».

В педагогике принципы эвристического метода активно поддерживали и развивали Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Руссо выдвинул идею «естественного обучения», которое предполагало получение знания через личный опыт. Толстой, анализируя свой педагогический опыт в крестьянских школах, пришёл примерно к такому же выводу. Он подчёркивал также, что ребёнок должен быть свободен в выборе решения.

В XIX веке за использование эвристического метода в образовании выступали также П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий, Дж. Дьюи, А. Нилл, С. Френе и другие.

В науке XX века изучение эвристики тесно связано с появлением ЭВМ. Программист может задать машине некую модель желаемого и алгоритмы решения, а компьютер подбирает точный ответ. Появление вычислительной техники упростило и ускорило поиск правильного решения, но не изменило сущность и значение эвристики. В дальнейшем она прочно вошла в такие дисциплины как психодиагностика, статистика, экономика, менеджмент и другие.

Виды эвристических методов

В эвристике выделяют несколько видов открытия нового.

Метод проб и ошибок

К промахам в процессе обучения выработалось негативное отношение как у ученика, так и учителя. Но метод проб и ошибок переворачивает представление о неудачах. Ошибка становится источником новых знаний, понимания того, как не надо делать. С помощью ошибок можно также обнаружить исключения из правил или новые истины, противопоставленные общепринятым. Оценивая ошибки, человек анализирует причины их появления, что приводит к глубинному пониманию происходящего.

Метод коллективного поиска

Нередко называют «мозговым штурмом». Особенность его в том, что к решению приходит не один человек, а группа. В ходе коллективного поиска каждый вносит свою лепту в поиск ответа. Критиковать или не принимать идеи в этой стадии нельзя. Множество идей систематизируются, а затем отбираются лучшие предложения.

Метод синектики

Синектика — это смешение разнородных элементов. Чтобы прийти к идеальному решению, на первом этапе выдвигаются идеи и предложения разного характера, порой даже противоречивого. Неприемлемые отбрасываются, и поиск продолжается. Прием синектики базируется на принципе аналогии. При этом аналогии могут быть разными — личными, словесными или обратными. Чаще всего этот способ направлен на разбор творческих задач, поэтому не предполагает решения слишком узких конкретных проблем. Требует большого мастерства от того, кто его использует.

Метод личной аналогии (эмпатии)

Аналогия — это поиск сходства между двумя объектами. Личная аналогия в эвристике позволяет поставить себя на место исследуемого объекта. Таким образом познание явления или предмета происходит изнутри. Меняется парадигма восприятия. Способ хорошо зарекомендовал себя в педагогике и психологии. При использовании эмпатии развивается воображение, стимулируются творческие способности человека.

Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц

При использовании этого метода неизвестные компоненты складывают с известными, а потом оценивают получившееся. Таких комбинаций может быть много. Недостаток морфологического анализа в том, что из множества решений необходимо получить только одно верное, и поиск может затянуться.

Функциональный анализ

Переносит акцент исследования с содержания предмета или явления на его функции. Они могут быть полезными, нейтральными или вредными. Поиск иного применения уже привычных функций, может привести к оригинальным решениям.

Метод эвристических вопросов

Ключевые вопросы этого приема — кто? что? зачем? где? чем? как? когда? — помогают упорядочить информацию в ходе решения проблемы. Иногда эти вопросы позволяют посмотреть на предмет с непривычной стороны.

Метод свободных ассоциаций

Основой служит возможность слова вызывать разные ассоциации у членов группы, решающих проблему. Принцип может быть реализован только в коллективной работе. Источниками идей становятся метафоры и ассоциации. Образы, которые возникают в результате анализа изучаемого понятия, помогают найти необычные свойства или функции предмета. К ассоциативным относится и метод гирлянд случайностей. Суть его в том, что на изучаемый объект переносятся признаки случайно выбранных предметов. В результате получаются нестандартные комбинации, которые могут быть полезны исследователю.

Области применения методов эвристики

Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.

  1. Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
  2. Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы раз­рушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в реше­нии следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
  3. Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.

Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.

  • Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.
  • Несмотря на то, что эвристические методы были сформулированы ещё в Древней Греции, эвристика считается молодой наукой, которая открыта изменениям. Её методы и приемы могут изменяться и дополняться вместе с развитием науки и техники.

    Эвристический метод обучения

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Сущность эвристического обучения

    Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.

    В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.

    Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.

    Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.

    Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.

    Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.

    Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.

    Задачи эвристического метода обучения:

    1. Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.
    2. Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.

    Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.

    Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.

    Принципы эвристического обучения

    Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:

    • Принцип личностного целеполагания учащегося – предполагает организацию учебного процесса на основании учета личных учебных целей каждого из учащихся.
    • Принцип индивидуальной образовательной траектории – предусматривает возможность выбора индивидуальной траектории обучении учащимися, на основании собственного представления о смысле, целях, задачах, содержании, темпа и т.д. процесса обучения.
    • Принцип метапредметности содержания образования – состоит в том, что основа содержания учебных и образовательных дисциплин представлена фундаментальными образовательными объектами, которые обеспечивают возможность их субъективного личностного познания учащимися.
    • Принцип продуктивности обучения – направлен на личностный образовательный прогресс учащегося, состоящий из продуктов его учебной деятельности.
    • Принцип первичности учебной продукции учащегося – заключается в том, что довольно часто создаваемое учащимися личное содержание процесса обучения, может опережать изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
    • Принцип ситуативности обучения – основан на том, что процесс обучения строится на ситуациях, организованных педагогом и направленных на самоопределение учащихся, их эвристический поиск. Задача педагога – сопровождение и поддержка.
    • Принцип образовательной рефлексии – предусматривает непрерывное осознание учащимся и педагогом реализуемой в процессе обучения собственной деятельности.

    Использование технологии эвристического обучения в современной школе

    В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.

    Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.

    Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.

    К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.

    Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

    Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

    Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

    Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ

    Ольга Шишкина
    Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ

    Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ.

    Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

    Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

    Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы:

    Это традиционная классификация.

    В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:

    эвристический;

    метод проблемного изложения материала.

    Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.

    Эвристика (от греч. heurisko – нахожу)методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

    В чём же заключается суть данного метода?

    При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

    Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.

    Л. С.Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3].И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].

    Д. Б.Богоявленская выделяет воспитательный аспект данного вопроса: “Системный подход в исследовании творчества представляется нам важным не только и даже не столько в теоретическом отношении, сколько в плане чисто практическом – воспитательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только познавательно и интеллектуально, но и нравственно-эстетически, духовно богатой и творчески окрыленной” [2, с. 40].

    По мнению В. А. Хуторского,обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32]. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.

    Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.

    Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно.

    Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:

    «внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

    — придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

    — перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);

    — придумывание загадок, небылиц;

    — придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

    Задания могут быть различными – это и придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект; рассматривание предмета с необычной стороны; составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте; использование найденных определений на речевых занятиях. На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация)использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

    Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

    1. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

    2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).

    3. Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

    4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников. – Л. : 1967.

    Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

    Консультация для педагогов «Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ» НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Педагоги дошкольного образования в последнее время все чаще сетуют.

    Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

    Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске.

    Образование и его значимость в условиях информационного общества Образование — результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. Цель образования: приобщение.

    Презентация для метод объединения «Инновационность в разработках ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом в разработках нашего ДОУ. Эту презентацию и выступление я готовила на метод.

    Примеры использования ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития детей. Презентация Актуальность Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих.

    Семинар на тему «Метод проектов в ДОУ» Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс.

    Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

    Преимущества использования системы Тиса в практике современного ДОУ Тренажерно-инфомационая система ТИСА – это уникальный тренажерный комплекс. Все элементы собраны из дерева (массив сосны, в каждый вмонтирован.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: